Закрыть поиск

«Снегурочки печальная кончина…»

Текст: Ирина Каракозова
orfeiart.ru

…вопреки мудрому царю берендеев не просто встревожила, а прямо-таки расколола поклонников и критиков оперного жанра на два лагеря. Не собственно кончина, а постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Самарском Академическом тетаре Оперы и Балета. Премьера состоялась 7 февраля. Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, музыкальный руководитель и дирижёр Александр Анисимов.
 
Да, постановка весьма далека от традиционности. Но она сделана талантливо и потому интересна. Конечно, можно много и долго рассуждать о пантеоне славянских богов и о тюркских корнях берендеев, равно как акцентированности на вечных и злободневных вопросах бытия…Что и было представлено уже в нескольких отзывах и рецензиях. Вопрос: разве это главное в оперном спектакле? Потому попытаемся, приняв как данность реалии уже состоявшейся постановки, сосредоточится на персонажах и исполнителях.
 
В спектаклях, поставленных Михаилом Панджавидзе, должны работать певцы-актеры. «Снегурочка» не стала исключением. В этом, пожалуй главная привлекательность и, одновременно сложность. К сожалению, не все исполнители справились с поставленными задачами.
 
Вот Леший. Второстепенный, вроде бы, персонаж, но именно он появляется в самом начале и возвещает о том, что уже «пропели петухи». От Александра Миненко мы этого не услышали-все слова слились в набор звуков. Спасает явление Весны. Прелестна Весна Антонины Кабо. Яркое меццо-сопрано, четкая дикция, каждая ресничка играет. Это легко рассмотреть -лица Весны и Мороза даются в разных измерениях, режиссер стопроцентно использует новые технологии и виртуальные декорации с одной стороны впечатляют, с другой заставляют певцов существовать почти в иной ипостаси—уметь работать на крупных планах, как в кино. Андрей Антонов-Мороз так же хорош в них , как и его партнерша.
 
Всегда выразительная Евгения Тенякова вновь продемонстрировала свое мастерство в партии Бобылихи.То же можно сказать и о Бобыле-Анатолии Невдахе. Яркий дуэт получился.
 
Дмитрий Крыжский –царь Берендей. Красивейший голос певца, представительная внешность, но…Лишь только  удалялся в глубь сцены, как его становилось почти неслышно. И сердечности, об отсутствии которой у подданных печалится царь, ему самому пока еще не хватает. Такое впечатление, что шалости Мороза и Весны заморозили и страстного Мизгиря-Василия Святкина. Прекрасно звучал его непоторимый баритон, но драматически образ вышел довольно унылым. Не хватило страстности и Купаве-Татьяне Лариной.Хотя, в данном случае отчасти можно это понять. Линия Купавы в режиссерском решении вроде как обрывается.Мизгирь бросил, а Лель…Однако, и вокал, особенно в начале, оставлял желать большего, особенно зная возможности этой прекрасной певицы.
 
И вот, раз уж мы его упомянули, обратимся к самому, пожалуй, спорному образу в этой постановке-к Лелю.
 
Среди серо-коричнево-белых тонов на сцене периодически вспыхивает красно-оранжево-желтый лучик. Это, видимо, всё, чем пока может одарить берендеев бог Ярило в своё отсутствие. Лель. Полубожок.Нечто воздушное,стремительное,бесполое. Блистательная работа Натальи Дикусаровой! Прекрасный голос со всеми оттенками, то глубокий, то лёгкий. Поистине воздушная  пластика и одновременно загадочность. Только наивные берендеи могут принять такого Леля за пастушка. И неудивительно, что Снегурочка тает в объятиях этого лучезарного посланника бога Солнца.
 
Намеренно оттягиваем явление героини. Потому что Ирина Янцева явила нам идеальную Снегурочку. Чистое, неземное создание. Инакость, чуждость её земному миру проявляется  в хрупкой грации движений,  в прелести всего облика. И голос. Чистое, снежное колоратурное сопрано. Безупречно сделана партия и роль. Отсюда так трогательна, так волнует заключительная сцена Снегурочки-Янцевой и Леля-Дикусаровой. При всей парадоксальности и неожиданности в контексте этого режиссерского видения она оправдана, а великолепное мастерство превосходных певиц-актрис сделало её поистине незабываемой.
 
Естественно и торжественно в финале прозвучал знаменитый гимн богу Ярило. Хор театра как всегда на высоте. Оркестр,ведомый маэстро Анисимовым, так же замечателен.
 
В афише театра появился еще один нетривиальный спектакль. И это прекрасно.
Написать нам