Закрыть поиск

В честь великой Ирины Архиповой

Валерий Иванов
"Самарские известия"
№ 51 (6240) от 24.03.2012

Нынешняя оперная «Самарская весна» пройдет под новым брендом

В ближайший вторник, 27 марта в Самарском академическом театре оперы и балета оперой Александра Бородина «Князь Игорь» открывается очередной оперный фестиваль «Самарская весна». В нынешнем году по инициативе заслуженного работника культуры России Светланы Хумарьян он будет посвящен великой русской певице Ирине Архиповой.

Ирина Константиновна Архипова – это целая эпоха в культурной жизни страны. В творческой биографии певицы были страницы, связанные с Куйбышевом-Самарой. В 1973 году на сцене нашего оперного театра она выступила в партии Любаши в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», а спустя два десятилетия – в партии графини в «Пиковой даме» Чайковского. Архипова пела в Самаре и в концертных программах. В 1995 и 2000 годах здесь прошли фестивали оперного искусства «Ирина Архипова представляет» с участием первоклассных знаменитостей, а в 1997 году – возглавляемый ею XVII Конкурс вокалистов имени Глинки. В течение нескольких лет Фонд Ирины Архиповой отмечал премиями и медалями тех, кто внес значительный вклад в разные жанры искусства. В списке лауреатов фонда не последнее место занимают и деятели культуры Самары.

Своими мыслями о фестивальном движении и о нынешнем фестивале поделился главный дирижер и художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов.

«Фестивальное движение предоставляет творческим коллективам хорошие возможности. Невозможно спорить с тем, что любой спектакль должен быть праздником: если мы, исполнители, выходим на сцену или за пульт оркестра порой уже в сотый раз, то большинство зрителей приходит на спектакль впервые. И для каждого из них это – событие, которое должно остаться в памяти надолго и, по возможности, еще и еще раз привлечь и к театру, и к произведению, и к его автору, и к исполнителям. Может быть, даже сделать его постоянным посетителем театра.

В таком потоке праздников фестивальная модель занимает особое место – она позволяет представить целую серию спектаклей. И если публика что-то уже видела и слышала, то в этом случае она может познакомиться еще и с интересными гастролерами, которых в обычное время не всегда можно заполучить. К тому же фестивали всегда замышляются с какой-то драматургией, они чему-то посвящаются, и проследить эту драматургию тоже интересно.

Для нас, исполнителей, фестиваль – прекрасная возможность творческого общения. Когда приезжают гости из Мариинского, Большого театров, из-за рубежа – это всегда встреча с новой эстетикой, с новым видением, что для нас очень важно.
Посвящение нынешнего фестиваля Ирине Архиповой для меня священно. В течение многих лет я был одним из ее любимых дирижеров: она как никто другой чувствовала мое трепетное отношение к певцам. Именно поэтому я неоднократно был в возглавляемом Архиповой жюри Конкурса имени Глинки, дирижировал выступлениями участников в третьем туре. Через мои руки и баллы прошли ставшие впоследствии великими певцами Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Михаил Казаков. И еще: это было общение с такими титанами – коллегами Ирины Константиновны, как Евгений Нестеренко, Зураб Анджапаридзе, Мария Биешу, Мати Пальм, Елизавета Чавдар, со многими из которых довелось общаться и как с певцами, выступая в Европе.

Представлять публике Самары программу фестиваля имени Архиповой – огромная ответственность. Большую помощь в организации фестиваля оказал Фонд имени Ирины Архиповой и его председатель Владислав Пьявко, участие которого в фестивальной программе приподнимает планку этого события.

Рад, что на открытии фестиваля буду дирижировать оперой Бородина «Князь Игорь». Это одно из моих любимых сочинений. Меня не смущает протяженность оперы, наличие в ней огромных хоровых сцен. Мне особенно близко все, что связано с образом Ярославны, я стремлюсь донести до слушателей проникновенные пианиссимо партитуры, оттеняющие контраст и мощь кульминаций, которые делают «Князя Игоря» типично русским произведением.

Буду за пультом и нашего нового фирменного спектакля – оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». После двух премьерных показов я выразил музыкантам нашего оркестра огромную благодарность за то, что мы не просто аккомпанируем певцам, а играем симфонию; в исполнении присутствует музыкальная драматургия, в раскрытии которой участвуют и певцы, и оркестр».

В афише фестиваля также оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Риголетто» Верди и концертная программа «Страсть любви» с участием Владислава Пьявко.

Источник
Написать нам