Закрыть поиск

На старте - «Аида»

Валерий Иванов
"Самарские известия"
№179 (6608) от 03.10.13

В Самаре открылся VIII Международный фестиваль «Басы XXI века»

Академическая опера представит свои лучшие спектакли


Старт восьмого по счету басового фестиваля состоялся 1 октября, в Международный день музыки. Получивший большой резонанс в стране этот фестиваль родился именно в Самаре в 1998 году. Автор его идеи - пианист-концертмейстер, дипломант всероссийских и международных конкурсов Дмитрий Сибирцев, являвшийся в то время заведующим музыкальной частью Самарского оперного театра, а сегодня - успешный продюсер, директор Московского театра Новая Опера.
Страницы истории
Первые два фестиваля 1998 и 2000 годов в соответствии с возрастом участников назывались «Молодые басы России». Они включали гала-концерты из популярных оперных арий и сольные камерные программы и стали своеобразной «пробой пера». Третий фестиваль 2001 года прошел уже на другом качественном уровне. Его коллективным участником стал оркестр Самарского оперного театра, которым дирижировал маэстро Юрий Кочнев (Саратов), а число участников-басов возросло до десяти. Это были артисты из России, Украины, Грузии и Азербайджана, что придало фестивалю международный статус. Тогда же фестиваль обрел нынешнее название – «Басы ХХI века».
Четвертый фестиваль 2002 года оказался еще более интересным. В его программе были не только концертные программы, но и оперные спектакли, в которых зрители смогли оценить как вокальное, так и актерское мастерство десяти участников-басов. За дирижерским пультом стояли Георгий Клементьев и гости: Ярема Скибинский (Одесса) и Юрий Кочнев. Пятый фестиваль 2003 года, задуманный как камерный, прошел в не совсем благоприятных условиях – на филармонических подмостках. После этого в биографии фестиваля был существенный разрыв. Шестой состоялся лишь спустя пять лет – в 2008 году. Несмотря на то, что стационар оперного театра тогда был на капитальном ремонте, фестиваль прошел с исключительным успехом. В заключительном концерте «Гала-опера» приняли участие девять басов, за пультом вновь был Юрий Кочнев.
Седьмой фестиваль 2011 года прошел уже в отреставрированном оперном театре. В числе восьми его участников были Али Аскеров (Азербайджан), Тарас Штонда (Украина), Владимир Байков (Польша, Испания), Андрей Валентий (Белоруссия), Михаил Гужов (Москва). Его афишу составили опера Бородина «Князь Игорь» - первый премьерный спектакль театра на обновленной сцене, а также концерты «Я помню вальса звук прелестный» и «Гала-опера».
На подмостках - любимцы самарской публики
Для открытия нынешнего фестиваля театр не случайно выбрал вердиевскую «Аиду». Во-первых, в 2013 году – 200-летний юбилей композитора, а во-вторых, «Аида» - один из лучших спектаклей текущего репертуара. В этот вечер на сцене был целый букет гостей-солистов. Вначале – об «именинниках» - басах. Это давно полюбившийся самарской
публике солист Азербайджанского академического театра оперы и балета народный артист Азербайджана, лауреат международного конкурса Али Аскеров в партии царя Египта и солист Мариинского театра лауреат международных конкурсов Вадим Кравец в партии Рамфиса. Оба певца были в отличной форме и создали убедительные вокальные образы.
Заглавную партию как всегда успешно, с большой выразительностью и эмоциональной отдачей спела приглашенная солистка нашего театра лауреат международных конкурсов Ирина Крикунова, а партию Амнерис - солистка московской Новой Оперы лауреат международного конкурса Анастасия Бибичева, которая произвела исключительно яркое впечатление мощью, свободой и эмоциональной насыщенностью звучания своего высокого меццо-сопрано.
Еще один гость – солист Новой Оперы Сергей Поляков в партии Радамеса. Обладающий ярким по тембру, полетным голосом певец был более убедителен в лирических фрагментах, которые в этом спектакле вышли на первый план, смикшировав присущие вердиевскому шедевру драматизм и накал страстей. Прекрасно звучал хор. За пультом был художественный руководитель театра и фестиваля Александр Анисимов, обеспечивший безукоризненное течение спектакля со столь эксклюзивным сборным составом исполнителей.
Слово маэстро
Александр Анисимов: «Я приветствую саму идею и форму фестиваля. Это слово в переводе означает праздник, а значит – яркое событие для публики, особенно для тех, кто не так часто посещает театр. Труппе интересно встречаться с приглашенными певцами, у которых можно чему-то поучиться, а иногда в сравнении с ними повысить и собственную самооценку. Фестиваль – хороший стимул подтянуться и всем остальным цехам театра, чтобы не ударить в грязь лицом перед гостями. То, что на этот раз фестивальные спектакли будут идти не подряд, а с интервалами, позволит меломанам посетить большее их число. 2 ноября будет показан «Князь Игорь», в котором выступят гости-басы солисты московской Геликон-Оперы Александр Киселёв - Игорь Святославович и Михаил Гужов – Кончак и солист Белорусской национальной оперы Андрей Валентий - князь Галицкий, 29 ноября – опера М.Мусоргского «Борис Годунов». Заглавную партию исполнит солист Национальной оперы Украины Тарас Штонда, Пимена - солист Новой Оперы Владимир Байков, Варлаама – солист Мариинского театра Эдуард Цанга. Фестиваль завершится 1 декабря гала-концертом с целой когортой знаменитых гостей-басов. Будем надеяться, восьмой басовый фестиваль будет успешным и доставит много удовольствия самарской публике».
Написать нам