Закрыть поиск

Александр Васильев: «Это балет мирового уровня!» (видео)

Мария Бодрова, Сергей Служаев,
Екатерина Уханова
Общественно-политический
еженедельник "Репортер. Самара" 21.10.2012


В субботу, 20 октября, в нашем городе состоялась премьера всемирно известной постановки балета «Павильон Армиды». Самарские артисты вместе с историком моды Александром Васильевым решили воссоздать представление столетней давности.

«Артист пошел уже не тот!»

«Репортер» побывал на репетиции «Павильона Армиды». Процесс, в общем-то, проходил буднично: оркестр играл, режиссер кричал, труппа выделывала па, Александр Васильев нервничал, так как костюмы еще не были готовы. Историк моды морщился и давал ценные указания.

Позже он признался «Репортеру»: актер в России пошел не тот, ему, дескать, важна не историческая достоверность, а земные удовольствия. Правда, Васильев уточнил, что имеет в виду столичный балет, а не самарский.

- Сегодняшние артисты уже не ведут высокоинтеллектуальный образ жизни, - возмущается Васильев. - Они не читают книги, не ходят в музеи. Они смотрят футбол. Ну как может артист балета пить пиво и ходить в шлепках?!


«У нас страна лентяев»

Самарскому зрителю показали «Павильон Армиды» в том виде, в котором публика аплодировала ему еще в 1909 году. И костюмы, и декорации изготовлены почти точь-в-точь, как на эскизах русского художника Александра Бенуа. Почему почти? Просто в XXI веке нет места натуральным тканям, без синтетики.

Да и балерины танцуют не так, как сто лет назад. По сравнению с далеким 1909 годом, их движения более раскрепощенные и эмоции более явные. Передать дух той эпохи - главная задача артистов.

«Репортер» пробрался в святая святых театра - гримерки, где лежали готовые головные уборы для труппы. В них заметен строгий васильевский подход к достоверности. Невесомые шлемы из материи выглядят как массивные металлические. Украшения на диадемах - тоже бутафория. Костюмеры показывают эскизы и фотографии костюмов образца 1909 года. Сравнивают с современными. Говорят, получилось достаточно неплохо.

Васильев считает, что таких проектов нужно больше. И не важно, что это трудно. Важно, что историк моды готов быть на подхвате. Жалко, говорит он, что некоторые театры на реконструкции идут неохотно.

- Это возможно, просто никто не хочет, - сетует Васильев. - Потому что надо работать. А все хотят сидеть и ничего не делать. У нас страна лентяев. Это ужасно.

Васильев уверен: в Самарой все получится. И наша публика отправится на век назад, в дореволюционную столицу. Воссозданный балет Серебряного века - удовольствие, конечно, дорогое, но такого «Павильона Армиды» точно никто не видел уже очень давно.

Конкурс на автограф от Васильева
И вот 20 сентября. В Самарском академическом театре оперы и балета - аншлаг. Прикоснуться к истории пришли и стар, и млад. За пару минут до начала представления Александр Васильев прошел к своему месту в партере, но спокойно посидеть ему не дали. Самарцы приметили модного эксперта и не стесняясь подходили за автографами и совместными фото.

Вскоре свет погас, и на подмостках появились актеры. Зрители с замиранием сердца следили за развитием событий, а ведущий «Модного приговора» то и дело выкрикивал: «Браво!».

После спектакля мэтр прошел в буфет, чтобы встретиться со своими почитателями. Только 12 самарцев получили возможность пообщаться с Александром Васильевым.

- Полтора месяца назад мне пришло письмо такого содержания: «Если группа людей купит сразу шесть билетов на представление, то можно получить в подарок фото- и автограф-сессию», - рассказывает Юлия Прокаева. - Не раздумывая, решила участвовать. А что касается балета, то «Павильон Армиды», на мой взгляд, украсит репертуар театра.

- И мне понравился балет, - говорит Галина Ахрименко. - Декорации и костюмы очень похожи на те, которые я видела на фотографиях в интернете. Только в них все же прослеживается авторство Александра Васильева. Например, костюм главной героин Армиды немного изменен. Васильев сделал другой вырез, а не тот, что был сто лет назад.

Собирал ткани по всему миру
Уделив внимание всем поклонникам, ведущий «Модного приговора» немного пообщался с журналистами.
- Расскажите, как вам удалось возродить декорации и костюмы, ведь многие эскизы были утеряны?
- Чтобы это сделать, нужно знать историю балета и любить Сергея Дягилева (театральный и художественный деятель, антрепренер, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». - Прим. «Репортера»). Кроме того, надо много путешествовать и уметь по крупицам собирать части в одно целое.
- Как долго вы работали над этим проектом?
- Более года. Очень долго собирал материал, то есть ткани и вещи для отделки. Пришлось искать по всему миру. Что-то нашел здесь, в Самаре, другое в Париже и так далее. Все костюмы шились в самарских мастерских. В этом городе очень качественно работают.
- Как вы считаете, премьера удалась?
- Более чем. С уверенностью могу сказать, что это балет мирового уровня! Вашу труппу с радостью примут в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Ведь это первая встреча со старинным, давно забытым балетом.

«Павильон Армиды» - одноактный балет на музыку русского композитора Николая Черепнина. В 1907 году спектакль был поставлен на сцене Мариинского театра. Декорации и костюмы создал художник и историк искусств Александр Бенуа, хореография была за основателем современного классического романтического балета Михаилом Фокиным. Главную героиню Армиду танцевали известные балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина. В 1909 году на сцене театра Шатле в Париже балет «Павильон Армиды» открыл вечер «Русских сезонов» Дягилева.
На создание костюмов у Александра Васильева ушел целый год

Источик




Написать нам