Закрыть поиск

Леди Макбет Мценского уезда



Дмитрий Шостакович (1906-1975).
Либретто Дмитрия Шостаковича и Александра Прейса (1905-1942) по одноименной повести (1864) Николая Лескова (1831-1895).
Мировая премьера: 22 января 1934, МАЛЕГОТ


Сюжетной основой оперы послужил очерк Лескова – одна из самых страшных страниц русской литературы, обличающих «темное царство» дореформенной купеческой России. Либреттист оперы Александр Прейс и руководивший работой композитор Дмитрий Шостакович существенно переосмыслили сюжет очерка.

Почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны, они изменили их мотивы. Главная героиня предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта. Ее протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые и жестокие формы среды, в которой она сложилась. Катерина – единственный персонаж оперы, способный чувствовать, знающий сильные душевные порывы, стремящийся вырваться из захолустного быта.

Шостакович назвал свое произведение «трагической сатирой». В отличие от бытового очерка Лескова, здесь сильно развито гротескное начало, особенно в обрисовке общества, окружающего главных героев. «Леди Макбет Мценского уезда» – опера подлинно трагического звучания. Ее действие насыщено событиями, в которых глубоко раскрываются характеры многочисленных действующих лиц. Ей свойственны редкий лаконизм и сила выражения. Музыкальные зарисовки поражают психологической точностью и проницательностью.

У оперы непростая судьба. Первая постановка спектакля в 1934 году была жестоко раскритикована и вплоть до 60-х годов на сцене не шла. В 1956 году композитор сделал новую редакцию с названием «Катерина Измайлова». В этом виде опера была впервые показана в Москве в декабре 1962 года. За первой редакцией закрепилось название «Леди Макбет Мценского уезда». Именно эта редакция была представлена на сцене Самарского театра оперы и балета к 110-летию со дня рождения композитора.

Дирижер-постановщик  Александр Анисимов
Режиссер-постановщик  Георгий Исаакян
Художник-постановщик  Вячеслав Окунев
Художник по свету  Ирина Вторникова
Действие происходит в небольшом российском уездном городе.

Действие первое

Картина первая.

Скучно, томительно-однообразно живется в доме богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова. Его молодая жена Катерина Львовна проводит время в мучительном безделье, не зная, чем себя занять.
Свекор, Борис Тимофеевич, упрекает невестку: «Пятый год замужем, а ребеночка еще не родила». «Я сама грущу!» – отвечает Катерина Львовна; с ребенком ее жизнь cтaла бы осмысленней, полней. 

С далекой мельницы Измайловых приходит весть о прорыве плотины; Зиновий Борисович собирается ехать на место происшествия. По окрику Бориса Тимофеевича слуги, провожая хозяина в дорогу, поднимают плач. Когда подходит проститься Катерина Львовна, свекор требует, чтобы она поклялась на иконе в верности мужу.

Оставшись наедине с хозяйкой, кухарка Аксинья рассказывает о новом работнике Сергее: «он всем взял – ростом, лицом, красотой», с прежнего места уволен за то, что «с самой хозяйкой спyтaлся». Свекор вновь бранит невестку: нет, не любит она мужа, если, проводив его, не плачет.

Картина вторая.

Во дворе дома Измайловых слуги – среди них Сергей – потешаются над Аксиньей. Появляется Катерина Львовна и приказывает отпустить Аксинью. Сергей затевает шутливую борьбу с молодой барыней. Внезапно входит Борис Тимофеевич. Он разгоняет всех. «Вот погоди, приедет муж, все расскажу!» – грозит он невестке.

Картина третья.

Спальня Катерины Львовны. Свекор велит Катерине ложиться спать: мужа нет, нечего жечь свечу. Ей гpycтнo и одиноко. Она тоскует: промелькнет жизнь без улыбки, не будет никогда любви.

Раздается стук, это Сергей. Он просит дать ему книгу. «Нет у меня, Сергей, никаких книжек», –  говорит Катерина Львовна. Сергей говорит о скуке. Катерина спрашивает, почему он не женится. «Не на ком! – отвечает Сергей – Хозяйская дочь за меня не пойдет, а простых мне не надо, необразованность все, а я человек чувствительный». Узнав, что Катерина мечтает о ребенке, Сергей предлагает ей завести роман «на стороне». Он вновь затевает с ней шуточную борьбу, которая переходит в любовные объятия. 

За дверью слышится голос Бориса Тимофеевича. Катерина Львовна просит Сергея скорее уйти. «Никуда я отсюда не пойду. Доброму молодцу и окно – дверь!» – отвечает Сергей.

Действие второе

Картина четвертая.

Ночь. По двору ходит Борис Тимофеевич. Ему чудятся воры. Он вспоминает молодость; тогда он тоже не спал, но по другой причине: «Под окнами у чужих жен похаживал... а иногда и в окна забирался». Он грезит о молодой жене сына и решает идти к ней. Вдруг он замечает свет в ее окне и видит, как невестка прощается с мужчиной. Борис Тимофеевич узнает Сергея, хватает его и зовет людей. Сергея наказывают плетьми. Катерина Львовна молит отпустить его, но экзекуция продолжается. Борис Тимофеевич велит запереть Сергея в кладовой и посылает дворника на мельницу за Зиновием Борисовичем.

За ужином Катерина Львовна подает свекру отравленные гpибы; старику становится плохо. Катерина отбирает у него ключи от кладовой и спешит освободить Сергея. Идущие с работы мужики видят умирающего хозяина и зовут священника. Борис Тимофеевич указывает на невестку как на свою отравительницу. Она же, в оправдание, говорит, что многие умирают, поевши гpибков. Священник соглашается с этим и готовится служить панихиду.

Картина пятая.

В спальне Измайловых лежит избитый плетьми Сергей, за ним ухаживает Катерина Львовна. Сергей удручен предстоящим приездом Зиновия Борисовича: приходит конец их любви; если бы он мог стать ее мужем и любить, не таясь от людей! Катерина Львовна обещает сделать все, что он хочет. Сергей засыпает. Перед глазами отравительницы встает тень свекра: «Катерина Львовна – убийца!» – произносит призрак и проклинает ее. Испуганная, она будит Сергея.

Внезапно Катерина Львовна слышит, как к двери подходит вернувшийся с мельницы муж. Она прячет Сергея. В комнату входит Зиновий Борисович. Он расспрашивает жену о том, как она жила, как умер отец, почему она постелила для двоих и откуда в их комнате мужской поясок. Объяснение переходит в ссору. Зиновий Борисович замахивается на жену; Сергей бросается на помощь. Оскорбленный муж хочет позвать людей. Сергей убивает хозяина, и они с Катериной прячут труп в погpeбе. «Теперь ты мой муж!» – говорит ему Катерина Львовна.

Действие третье

Картина шестая.

Двор дома Измайловых. Около погpeба, в котором спрятан труп Зиновия Борисовича, стоит Катерина Львовна. Она все время вспоминает об убийстве мужа. Сергей пытается успокоить ее: не надо стоять у погpеба и этим привлекать внимание людей, тем более, что сегодня их свадьба. Оба отправляются в церковь. Около погpeба останавливается пьяный Задрипанный мужичонка. «Хозяйка недаром часто смотрит на эту дверь, – думает он, – наверно, здесь хранится хорошее вино!» Взломав замок, он влезает в погреб, но немедленно выскакивает оттуда, пораженный ужасным запахом. Проникнув снова в погреб, пьянчужка обнаруживает труп Зиновия Борисовича и в ужасе убегает за полицией.

Картина седьмая.

На съезжей без дела скучают полицейские. Квартальный сетует на судьбу: жалованье небольшое, взятки брать трудно, поживиться негде. Городовой приводит учителя, утверждая, что это неверующий нигилист, так как он режет лягушек. Квартальный сажает учителя под арест. Приходит Задрипанный мужичонка и рассказывает про обнаруженный труп. Полицейские торопятся в купеческий дом, где в это время справляется богатая свадьба.

Картина восьмая.

Свадебный пир в саду дома Измайловых. Пьяные гости чествуют новобрачных, поют «славу», кричат «горько». Катерина Львовна замечает, что замок на погребе сорван. Она сообщает об этом Сергею; оба решают скрыться, но тут входят полицейские. Катерина и Сергей пытaются убежать, но их хватают и уводят в острог.

Действие четвертое.

Картина девятая.

Катерина Львовна и Сергей на каторге. Везде часовые; слышится тоскливая песня. Катерина подходит к часовому и просит пропустить ее к Сергею. Сергей гонит ее прочь: он больше не любит ее, она довела его до каторги. Страшна каторга, но еще страшней измена Сергея и его ненависть.

Сергей, вместе с молодой каторжницей Сонеткой, потешаются над «бывшей купчихой». Сонетка требует от Сергея подарка – чулки Катерины. Он пробирается к Катерине Львовне и, притворившись больным, получает ее последнюю пару чулок. Увидев на Сонетке свои  чулки, Катерина понимает, что ее опять предал Сергей, а свидетели этого – каторжанки - поднимают ее на смех. Отчаяние охватывает Катерину; в ее воображении встает видение – глухое глубокое лесное озеро, в котором вода «черная, как моя coвeсть».
Возвращается Сергей и его новая любовница. Они издеваются над Катериной.

Бьет барабан, каторжникам пора в путь. Старый каторжник ласково заговаривает с неподвижной Катериной Львовной – она не замечает этого. Внезапно решившись, она подбегает к Сонетке; минута – и обе на краю моста: Катерина Львовна сталкивает Сонетку в воду и сама бросается вслед за ней. Сильное течение уносит обеих. Под печальную песню каторжане идут своей тяжкой дорогой.
Борис Тимофеевич Измайлов, купец
Зиновий Борисович Измайлов, его сын
Катерина Львовна Измайлова, жена Зиновия Борисовича
Сергей, работник
Священник
Аксинья
Задрипанный мужичонка
Старый каторжник
Квартальный
Сонетка
Работник мельницы
Приказчик
Дворник
Городовой
Часовой
Унтер
Каторжница
Первый Работник
Второй Работник
Третий Работник
Кучер
Пьяный гость
Жанр: Опера
Язык: Русский
Название: Леди Макбет Мценского уезда
Продолжительность: 3 часа 20 мин
Количество действий: 4 действия с 1 антрактом
Дата премьеры: 20 мая 2016
Возраст: 16+


Дмитрий Шостакович (1906-1975).
Либретто Дмитрия Шостаковича и Александра Прейса (1905-1942) по одноименной повести (1864) Николая Лескова (1831-1895).
Мировая премьера: 22 января 1934, МАЛЕГОТ


Сюжетной основой оперы послужил очерк Лескова – одна из самых страшных страниц русской литературы, обличающих «темное царство» дореформенной купеческой России. Либреттист оперы Александр Прейс и руководивший работой композитор Дмитрий Шостакович существенно переосмыслили сюжет очерка.

Почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны, они изменили их мотивы. Главная героиня предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта. Ее протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые и жестокие формы среды, в которой она сложилась. Катерина – единственный персонаж оперы, способный чувствовать, знающий сильные душевные порывы, стремящийся вырваться из захолустного быта.

Шостакович назвал свое произведение «трагической сатирой». В отличие от бытового очерка Лескова, здесь сильно развито гротескное начало, особенно в обрисовке общества, окружающего главных героев. «Леди Макбет Мценского уезда» – опера подлинно трагического звучания. Ее действие насыщено событиями, в которых глубоко раскрываются характеры многочисленных действующих лиц. Ей свойственны редкий лаконизм и сила выражения. Музыкальные зарисовки поражают психологической точностью и проницательностью.

У оперы непростая судьба. Первая постановка спектакля в 1934 году была жестоко раскритикована и вплоть до 60-х годов на сцене не шла. В 1956 году композитор сделал новую редакцию с названием «Катерина Измайлова». В этом виде опера была впервые показана в Москве в декабре 1962 года. За первой редакцией закрепилось название «Леди Макбет Мценского уезда». Именно эта редакция была представлена на сцене Самарского театра оперы и балета к 110-летию со дня рождения композитора.

Дирижер-постановщик  Александр Анисимов
Режиссер-постановщик  Георгий Исаакян
Художник-постановщик  Вячеслав Окунев
Художник по свету  Ирина Вторникова
Действие происходит в небольшом российском уездном городе.

Действие первое

Картина первая.

Скучно, томительно-однообразно живется в доме богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова. Его молодая жена Катерина Львовна проводит время в мучительном безделье, не зная, чем себя занять.
Свекор, Борис Тимофеевич, упрекает невестку: «Пятый год замужем, а ребеночка еще не родила». «Я сама грущу!» – отвечает Катерина Львовна; с ребенком ее жизнь cтaла бы осмысленней, полней. 

С далекой мельницы Измайловых приходит весть о прорыве плотины; Зиновий Борисович собирается ехать на место происшествия. По окрику Бориса Тимофеевича слуги, провожая хозяина в дорогу, поднимают плач. Когда подходит проститься Катерина Львовна, свекор требует, чтобы она поклялась на иконе в верности мужу.

Оставшись наедине с хозяйкой, кухарка Аксинья рассказывает о новом работнике Сергее: «он всем взял – ростом, лицом, красотой», с прежнего места уволен за то, что «с самой хозяйкой спyтaлся». Свекор вновь бранит невестку: нет, не любит она мужа, если, проводив его, не плачет.

Картина вторая.

Во дворе дома Измайловых слуги – среди них Сергей – потешаются над Аксиньей. Появляется Катерина Львовна и приказывает отпустить Аксинью. Сергей затевает шутливую борьбу с молодой барыней. Внезапно входит Борис Тимофеевич. Он разгоняет всех. «Вот погоди, приедет муж, все расскажу!» – грозит он невестке.

Картина третья.

Спальня Катерины Львовны. Свекор велит Катерине ложиться спать: мужа нет, нечего жечь свечу. Ей гpycтнo и одиноко. Она тоскует: промелькнет жизнь без улыбки, не будет никогда любви.

Раздается стук, это Сергей. Он просит дать ему книгу. «Нет у меня, Сергей, никаких книжек», –  говорит Катерина Львовна. Сергей говорит о скуке. Катерина спрашивает, почему он не женится. «Не на ком! – отвечает Сергей – Хозяйская дочь за меня не пойдет, а простых мне не надо, необразованность все, а я человек чувствительный». Узнав, что Катерина мечтает о ребенке, Сергей предлагает ей завести роман «на стороне». Он вновь затевает с ней шуточную борьбу, которая переходит в любовные объятия. 

За дверью слышится голос Бориса Тимофеевича. Катерина Львовна просит Сергея скорее уйти. «Никуда я отсюда не пойду. Доброму молодцу и окно – дверь!» – отвечает Сергей.

Действие второе

Картина четвертая.

Ночь. По двору ходит Борис Тимофеевич. Ему чудятся воры. Он вспоминает молодость; тогда он тоже не спал, но по другой причине: «Под окнами у чужих жен похаживал... а иногда и в окна забирался». Он грезит о молодой жене сына и решает идти к ней. Вдруг он замечает свет в ее окне и видит, как невестка прощается с мужчиной. Борис Тимофеевич узнает Сергея, хватает его и зовет людей. Сергея наказывают плетьми. Катерина Львовна молит отпустить его, но экзекуция продолжается. Борис Тимофеевич велит запереть Сергея в кладовой и посылает дворника на мельницу за Зиновием Борисовичем.

За ужином Катерина Львовна подает свекру отравленные гpибы; старику становится плохо. Катерина отбирает у него ключи от кладовой и спешит освободить Сергея. Идущие с работы мужики видят умирающего хозяина и зовут священника. Борис Тимофеевич указывает на невестку как на свою отравительницу. Она же, в оправдание, говорит, что многие умирают, поевши гpибков. Священник соглашается с этим и готовится служить панихиду.

Картина пятая.

В спальне Измайловых лежит избитый плетьми Сергей, за ним ухаживает Катерина Львовна. Сергей удручен предстоящим приездом Зиновия Борисовича: приходит конец их любви; если бы он мог стать ее мужем и любить, не таясь от людей! Катерина Львовна обещает сделать все, что он хочет. Сергей засыпает. Перед глазами отравительницы встает тень свекра: «Катерина Львовна – убийца!» – произносит призрак и проклинает ее. Испуганная, она будит Сергея.

Внезапно Катерина Львовна слышит, как к двери подходит вернувшийся с мельницы муж. Она прячет Сергея. В комнату входит Зиновий Борисович. Он расспрашивает жену о том, как она жила, как умер отец, почему она постелила для двоих и откуда в их комнате мужской поясок. Объяснение переходит в ссору. Зиновий Борисович замахивается на жену; Сергей бросается на помощь. Оскорбленный муж хочет позвать людей. Сергей убивает хозяина, и они с Катериной прячут труп в погpeбе. «Теперь ты мой муж!» – говорит ему Катерина Львовна.

Действие третье

Картина шестая.

Двор дома Измайловых. Около погpeба, в котором спрятан труп Зиновия Борисовича, стоит Катерина Львовна. Она все время вспоминает об убийстве мужа. Сергей пытается успокоить ее: не надо стоять у погpеба и этим привлекать внимание людей, тем более, что сегодня их свадьба. Оба отправляются в церковь. Около погpeба останавливается пьяный Задрипанный мужичонка. «Хозяйка недаром часто смотрит на эту дверь, – думает он, – наверно, здесь хранится хорошее вино!» Взломав замок, он влезает в погреб, но немедленно выскакивает оттуда, пораженный ужасным запахом. Проникнув снова в погреб, пьянчужка обнаруживает труп Зиновия Борисовича и в ужасе убегает за полицией.

Картина седьмая.

На съезжей без дела скучают полицейские. Квартальный сетует на судьбу: жалованье небольшое, взятки брать трудно, поживиться негде. Городовой приводит учителя, утверждая, что это неверующий нигилист, так как он режет лягушек. Квартальный сажает учителя под арест. Приходит Задрипанный мужичонка и рассказывает про обнаруженный труп. Полицейские торопятся в купеческий дом, где в это время справляется богатая свадьба.

Картина восьмая.

Свадебный пир в саду дома Измайловых. Пьяные гости чествуют новобрачных, поют «славу», кричат «горько». Катерина Львовна замечает, что замок на погребе сорван. Она сообщает об этом Сергею; оба решают скрыться, но тут входят полицейские. Катерина и Сергей пытaются убежать, но их хватают и уводят в острог.

Действие четвертое.

Картина девятая.

Катерина Львовна и Сергей на каторге. Везде часовые; слышится тоскливая песня. Катерина подходит к часовому и просит пропустить ее к Сергею. Сергей гонит ее прочь: он больше не любит ее, она довела его до каторги. Страшна каторга, но еще страшней измена Сергея и его ненависть.

Сергей, вместе с молодой каторжницей Сонеткой, потешаются над «бывшей купчихой». Сонетка требует от Сергея подарка – чулки Катерины. Он пробирается к Катерине Львовне и, притворившись больным, получает ее последнюю пару чулок. Увидев на Сонетке свои  чулки, Катерина понимает, что ее опять предал Сергей, а свидетели этого – каторжанки - поднимают ее на смех. Отчаяние охватывает Катерину; в ее воображении встает видение – глухое глубокое лесное озеро, в котором вода «черная, как моя coвeсть».
Возвращается Сергей и его новая любовница. Они издеваются над Катериной.

Бьет барабан, каторжникам пора в путь. Старый каторжник ласково заговаривает с неподвижной Катериной Львовной – она не замечает этого. Внезапно решившись, она подбегает к Сонетке; минута – и обе на краю моста: Катерина Львовна сталкивает Сонетку в воду и сама бросается вслед за ней. Сильное течение уносит обеих. Под печальную песню каторжане идут своей тяжкой дорогой.
Борис Тимофеевич Измайлов, купец
Зиновий Борисович Измайлов, его сын
Катерина Львовна Измайлова, жена Зиновия Борисовича
Сергей, работник
Священник
Аксинья
Задрипанный мужичонка
Старый каторжник
Квартальный
Сонетка
Работник мельницы
Приказчик
Дворник
Городовой
Часовой
Унтер
Каторжница
Первый Работник
Второй Работник
Третий Работник
Кучер
Пьяный гость
Написать нам