Закрыть поиск

История Самарского академического театра оперы и балета


«Евгений Онегин», предположительно 1936. Онегин – Александр Покровский, Татьяна - Лариса Борейко

Кафедральный собор Самары
во имя Христа Спасителя

Здание Дворца культуры имени Куйбышева

Колонный зал театра в 1940-х годах

Оркестр Большого театра репетирует Седьмую симфонию Шостаковича в фойе театра, 1941

Балет Большого театра «Алые паруса», 1942

Опера «Симон Бокканегра», 1955. Амелия – Мария Бевза, Симон – Фёдор Корешников, Габриэль Адорно – Константин Тарасов

Балет «Читра», 1960.
Золотой Бог – Виктор Сергеев

Интерьер театра
после реконструкции 1972-74 годов

Драматическая симфония «Ромео и Юлия», 1979

Опера «Макбет», 1981. Макбет – Анатолий Пономаренко, Леди Макбет – Слава Бондаренко
Самарский академический театр оперы и балета отсчитывает свою историю от 1 июня 1931 года. В этот день коллектив, носивший тогда название Средневолжская краевая опера, дал первый спектакль для самарской публики: оперу «Борис Годунов» в постановке режиссера Иосифа Лапицкого и дирижера Антона Эйхенвальда. На тот момент у театра даже не было своего здания, и спектакли он играл на сцене театра драмы.
 
Уже в первый год существования театра в его репертуаре появились и балетные спектакли: первой балетной премьерой 3 июля 1931 стал «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра.
 
17 ноября 1931 состоялась мировая премьера оперы Антона Эйхенвальда «Степь».
 
С 11 января 1934 театр переехал в переоборудованное здание театра-цирка «Олимп» (на месте нынешней Самарской филармонии), которое стало назваться театром имени Карла Маркса».
 
1930-е годы в театре связаны с именами главного режиссера Ивана Просторова и главного балетмейстера Александра Томского. В репертуаре шли и названия, не утратившие популярности по сей день (оперы «Евгений Онегин», «Травиата», «Царская невеста», балеты «Корсар» и «Бахчисарайский фонтан»), и ставшие сегодня редкостью – опера «Лакме» Лео Делиба или балет «Конек-Горбунок» на музыку Цезаря Пуни. Ставились новые советские оперы: «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Броненосец Потемкин» Олеся Чишко.
 
В 1938 году театру построили здание, которое он занимает по сей день – Дворец культуры на площади Куйбышева в историческом центре города. Сегодня это одно из самых больших театральных зданий в России и охраняемый памятник архитектуры эпохи сталинского классицизма. Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте взорванного большевиками кафедрального собора.
 
В 1939 году вслед за переименованием города новое название получил и театр: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
 
К тому времени балетная труппа театра, расформированная в 1937 после ухода Томского, была заново воссоздана Натальей Даниловой, ученицей Агриппины Вагановой. Первой премьерой обновленной труппы стало «Лебединое озеро» 1940 года. Данилова также много занималась постановками танцев в операх и опереттах, особенно после того, как в июле 1941 к театру оперы и балета присоединен Куйбышевский театр музыкальной комедии. Название новой организации стало звучать так: Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии. В октябре 1941 Наталья Данилова успела выпустить масштабный балет «Дон Кихот».
 
А дальше театр лишился своего дома, поскольку осенью 1941 в Куйбышев, запасную столицу, был эвакуирован из Москвы Большой театр. Наш театр уступил ему свою сцену, а сам выступал в домах культуры и воинских частях и отправлял на фронт бригады артистов. Большой театр перенес на сцену Дворца культуры имени Куйбышева множество своих спектаклей, часто конкурирующих с репертуаром нашего театра, и осуществил несколько амбициозных премьер, включая мировую премьеру балета «Алые паруса» на музыку Владимира Юровского. 5 марта 1942 со сцены Дворца культуры прозвучала законченная Дмитрием Шостаковичем в Куйбышеве Седьмая («Ленинградская») симфония. Куйбышевский театр во время войны давал преимущественно оперетты; балетная труппа вновь была расформирована; Наталья Данилова уехала работать в Сибирь.
 
Военные годы были уникальным периодом культурной жизни Куйбышева: впервые в истории в регионе функционировал не один, а целых три оперных коллектива: при Куйбышевской филармонии в 1942 году был сформирован передвижной оперный театр для обслуживания райцентров, заводов, колхозов области.
 

В 1943 году театр наконец вернулся на площадь имени Куйбышева, а год спустя Наталья Данилова второй раз возродила в Куйбышеве балетную труппу. Репертуар постепенно становился серьезнее и сложнее, и с января 1949 название театра стало звучать так: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
 
В 1950-е годы в театре работают такие режиссеры, как Анатолий Пикар и Семён Штейн, дирижеры Борис Мерцалов и Савелий Бергольц; балет продолжает развивать Наталья Данилова. В 1955 году театр первым в стране осуществляет премьеру оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра» (на несколько недель опередив Свердловский театр оперы и балета), в 1957 – мировуюпремьеру оперы Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой», в 1958 и 1959 – мировые премьеры балетов Натальи Даниловой «Легенда о любви» на музыку Георгия Крейтнера и «Утес» на музыку Эдуарда Лазарева. К 23-му театральному сезону 1953/54 в репертуаре не остается оперетт (но с 25-го они начнут появляться снова).
 
В 1960-е в театр приходит дирижер Иосиф Айзикович, позже – режиссер Георгий Геловани. В 1960 году выпускается мировая премьера оперы Кирилла Молчанова «Улица дель Корно» и мировая премьера балета Натальи Даниловой «Читра» на музыку и либретто Рабиндраната Тагора в оркестровке Ниязи. В 1962 – мировая премьера оперы Василия Дехтерева «Иван Шадрин». В 1966 году театр впервые сотрудничает с Аллой Шелест: она делает постановку балета «Дон Кихот». В репертуаре – такие масштабные и требовательные оперы, как «Дон Карлос» и «Трубадур» Верди, «Хованщина» Мусоргского; балеты «Раймонда» и «Бахчисарайский фонтан».
 
В 1970-х годах начинается эпоха режиссера Бориса Рябикина и дирижера Льва Оссовского. Событиями театральной жизни становятся премьеры опер «Дон Жуан» Моцарта (1970), «Любовь д’Артаньяна» Мечислава Вайнберга (1974), «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (1977); мировая премьера оперы Венедикта Пушкова «Гроза» (1972); советская премьера оперы болгарского композитора Марина Големинова «Ивайло» (1979). В 1972-1974 годах в театре проходит капитальный ремонт, во время которого труппа дает спектакли в городских и областных домах культуры. Балетную труппу на короткое время возглавляет Алла Шелест; вместе с мужем Рафаилом Вагабовым они ставят такие балеты, как «Семь красавиц» на музыку Кара Караева, «Лебединое озеро», «Жизель». Вахтанг Чабукиани осуществляет постановку «Баядерки» (1975). Затем куйбышевский балет почти на 20 лет берет в свои руки Игорь Чернышёв. Он ставит авторские балеты: «Ангара» на музыку Андрея Эшпая, «Антоний и Клеопатра» на музыку Эдуарда Лазарева, драматическую симфонию «Ромео и Джульетта» («Ромео и Юлия») на музыку Гектора Берлиоза (1979).
 

1980-е проходят под знаком тех же творцов. В сезоне 1980/81 театр с размахом празднует 50-летний юбилей: появляются балеты Игоря Чернышёва «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова и «Помните!» на музыку Андрея Эшпая, выпускается мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Мария Стюарт» и первая русскоязычная постановка оперы Джузеппе Верди «Макбет». Летом 1981 театр демонстрирует эти эксклюзивные спектакли и другие свои масштабные постановки на гастролях в Москве на сцены Театра оперетты, и с февраля 1982 начинает носить новое почетное звание: теперь это Куйбышевский государственный академический театр оперы и балета.
 
Наступила эпоха спектаклей-долгожителей, которые проведут в репертуаре по два десятка лет и больше: «Жизель» Аллы Шелест (1973), «Спящая красавица» Игоря Чернышёва, «Кармен» Земфиры Цаликовой (1984), «Трубадур» Бориса Персиянова и «Баядерка» Игоря Чернышёва (1986), «Летучая мышь» Бориса Рябикина (1991) и так далее. Ведь впереди были 90-е с их неопределенностью – но и с новыми возможностями для искусства.
 
1990-е начались с нового переименования: к городу вернулось его прежнее имя, поэтому с ноября 1991 актуальным стало название Самарский академический театр оперы и балета. Театр продолжил браться за амбициозные проекты и предлагать зрителям эксклюзивный репертуар. В марте 1991 здесь впервые в России была поставлена опера Сергея Прокофьева «Маддалена» (режиссер – Юрий Александров); состоялись мировые премьеры опер Сергея Слонимского «Гамлет» (1993) и «Видения Иоанна Грозного» (1999); с участием польских постановщиков была поставлена опера Станислава Монюшко «Страшный двор» к 175-летию со дня рождения композитора (1994). С 1995 года начал проходить фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В 1996 состоялась первая постановка иностранной оперы на языке оригинала – это был «Карлик» Александра фон Цемлинского (художественный руководитель постановки – Алексей Парин). В конце десятилетия балетная труппа перешла в руки Никиты Долгушина – эстета, исследователя, реставратора старинных спектаклей; он включит в репертуар свою «Эсмеральду», «Спящую красавицу», балеты Серебряного века.
 
В XXI век театр вошел с основательным классическим репертуаром, который стал активно пополнять спектаклями, рассчитанными на детскую аудиторию. С 2003 года начал проводиться весенний фестиваль оперного искусства. В 2006-2010 годах здание театра вновь закрылось на капитальную реконструкцию, после которой неузнаваемо изменилась планировка и отделка зала, усовершенствовалось техническое оснащение сцены. Развитием оперной труппы занимался главный дирижер Александр Анисимов, балетной – главный балетмейстер Кирилл Шморгонер.
 

В 2015 году театру была присуждена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства
Российской Федерации. С середины 2010-х спектакли театра регулярно номинируются на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (оперы «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Эсмеральда») и попадают в ее лонг-лист (балет Кирилла Шморгонера «Серенада», оперетта «Тарам-парам, ни-на ни-на, или Квартирный вопрос их испортил», опера «Любовь к трем апельсинам»).
 
К концу 2010-х театр возглавили художественный руководитель и главный дирижер Евгений Хохлов, главный балетмейстер Юрий Бурлака, генеральный директор Сергей Филиппов. Репертуар театра пополнился такими мировыми премьерами, как балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» (2019) и его же балет-couture «Возвращение к жизни» (2020).

В 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую Маску»: премию вручили Татьяне Ногиновой за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан» (2019).
В 2022 году театру было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. С июня 2022 театр использует новый бренд: Шостакович Опера Балет.

На протяжении всей своей истории театр сохраняет и развивает свои традиции, пытаясь в то же время осваивать новое, идти вперед, удивлять. За прошедшие десятилетия существования театр изменил поколения самарцев, а сегодня, когда информационное пространство стало глобальным, начинает влиять на еще более широкую аудиторию. Это огромная ответственность, но наш театр к ней готов.