Закрыть поиск

Двойной балет

«Шопениана» и «Танго» в один вечер



В Самарском театре оперы и балета состоится премьера, и даже не одна. Под скромным названием «Вечер одноактных балетов» объединены два очень разных, но ярких произведения - «Шопениана» в постановке Габриэлы Комлевой и «Танго... Танго... Танго...» Кирилла Шморгонера на музыку Пьяццоллы.


Данила Телегин 
Фото Юлии Рубцовой
"Волжская коммуна" 
11.11.2011
Фоторепортаж:
Репетиция «Вечера одноактных балетов» в театре оперы и балета


Хотя из названия этого не следует, «Вечер одноактных балетов» - не одноразовое событие. Оба спектакля займут свое место в репертуаре театра и будут демонстрироваться как вместе, так и по отдельности. Идея «Вечера» в том, чтобы сыграть на контрасте. «Шопениана» - балет классический и лиричный по настроению, «Танго... Танго... Танго...» - современная и динамичная постановка. Каждый из спектаклей идет не дольше часа, и за короткое время зрителю предстоит эмоциональное путешествие из Восточной Европы в Аргентину.

Ставить «Шопениану» была приглашена известная прима-балерина и педагог Габриэла Комлева. Народная артистка охотно откликнулась на предложение нашего театра продолжить сотрудничество, поскольку самарская труппа хорошо показала себя во время работы над «Спящей красавицей». «Шопениана» - едва ли не самое сложное произведение в мировом балетном репертуаре, - рассказывала балетмейстер «ВК». - Признаюсь вам, выбор рискованный. Самые лучшие труппы мира пытаются ее воспроизвести, но далеко не всегда это удается. А в самарский балет я верю. Спектаклю уже сто лет, и само время подтвердило его состоятельность. Нам остается только постараться сохранить все так, как было задумано».

Комлева обращает внимание на многообразие оттенков настроения в этом балете. В «Шопениане» нет «драмы», но есть лирическая грусть, светлое и возвышенное чувство, которое танцоры должны донести до зрителя через танец. По словам балетмейстера, сам исполнитель должен быть интеллигентным и деликатным, чтобы точно передать ощущение. Хотя спектакль фактически был поставлен Комлевой еще в конце сентября, вплоть до последнего времени продолжалась работа над нюансами.

Совсем иной будет вторая часть «Вечера одноактных балетов». Ведь какое танго без «драмы»? Разумеется, это не совсем танго, а стилизация под него. Экспрессивные движения в сочетании с музыкой «Великого Астора» Пьяццоллы создают ощущение, что вот-вот балет на сцене уступит место contemporary dance, и начнется мюзикл. По крайней мере, так казалось корреспонденту «ВК», побывавшему на репетиции...

Нельзя не отметить работу главного художника Самарского театра оперы и балета Елены Соловьевой. Хотя на репетиции артисты были без костюмов, ее простые и эффектные декорации уже творили магию. Например, ансамбль «Астория» играет прямо на сцене (точнее, на возвышении, к которому ведут ступеньки). Это совсем не типичное для балета решение делает спектакль более «живым» и атмосферным. Инструменты подзвучены, и поэтому музыку всюду хорошо слышно. Вот действо происходит в ресторане и окна на заднем фоне меняют цвет вместе с тем, как клонится к закату солнце и накаляются страсти. Затем сверху спускается «стена дома» и делит сцену пополам - официанты и посетители навеселе выходят на улицу. «Не валяй дурака, это не Россия, там даже пьяные немного другие», - звучит голос Кирилла Шморгонера — он пытается дать молодым артистам почувствовать себя настоящими аргентинцами. В недавнем интервью «ВК» балетмейстер и худрук театра рассказывал, что в Перми он ставил «Танго... Танго... Танго» как большой балетный номер на шесть пар. В Самаре же вместе с превращением в одноактный балет появилось и либретто. Сюжет нехитрый — поиски любви. Но стилизованные под танго номера наверняка вызовут немало взволнованных вздохов в зале. Кстати, в Самаре Кириллу Шморгонеру впервые довелось сотрудничать с Еленой Соловьевой, хотя прежде оба в одно и то же время работали в Перми.

Ведущие солисты Ксения Овчинникова и Дмитрий Пономарев, как и некоторые другие артисты труппы, заняты в обоих спектаклях. «Одна постановка классическая, другая «модерновая», их сложно сравнивать, - пытаются они на пару сформулировать свои ощущения. - Наверное, «Танго...» все же сложнее. Почему?.. Знаете, нам проще станцевать, чем рассказать. Очень много нюансов, по «физике» сложно. К тому же, немного непривычно, ведь классику мы танцуем почти каждый день, и для постановки Кирилла Александровича приходится перенастраиваться. Тут мы не сразу оказались «в теме».

Премьера «Вечера одноактных балетов» - лишь одно из громких ноябрьских событий в Самарском театре оперы и балета. В следующую среду, 16 ноября, можно будет увидеть обновленную сценическую редакцию «Лебединого озера» (с декорациями и костюмами Вячеслава Окунева). Уже на следующий день в театре зазвучат «Басы XXI века». А 24 ноября состоится премьера оперетты «Летучая мышь». Подробнее об этом — в будущих номерах «ВК».
 
 
Кирилл Шморгонер превратил
собственный балетный номер в полноценный спектакль
 
Неожиданные для балета решения помогают зрителю проникнуться аргентинскими страстями
 
 Молодые артисты говорят, что танцевать «модерновый» балет
непревычно и сложно, но интересно