Закрыть поиск

Из чего сделан «Евгений Онегин»?

"Самарская газета", 21.01.2014
Маргарита Прасковьина

Процесс подготовки костюмов: от первой пришитой бусины до премьеры

24 и 25 января на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Но чтобы в конце этой недели спектакль предстал перед зрителями во всем блеске своего великолепия, долгие месяцы в театре проводится подготовительная работа. Не только оркестром во главе с дирижером, солистами, хором и режиссером-постановщиком, но и большим количеством цехов. Корреспонденту «СГ» посчастливилось увидеть работу по подготовке костюмов незадолго до премьеры.

Трудиться над оформлением «Евгения Онегина» начали в августе 2013 года. Все работы по закупке и росписи тканей, а также декорированию костюмов проводились в цехах нашего театра.

Первый этап


Все начинается с работы режиссера и художника. Приходит ли режиссер к художнику с готовой концепцией или решение принимается совместно - случай каждый раз индивидуальный. В «Евгении Онегине» самарского театра замысел сценографии принадлежит постановщику Владимиру Петрову, а костюмы - детище художника Юрия Купера.

Второй этап

Художник по костюмам передает детально проработанные эскизы костюмов ассистенту. Если что-то непонятно или нечетко прорисовано, это разъясняется отдельно. Ассистент делает технологические листы, на которых модели нарисованы во всех ракурсах, крупно показаны все детали, указаны материалы, цветовая гамма, фактура.

Третий этап

Затем следует закупка тканей. Сложный процесс, потому что помимо подбора цвета нужно еще тщательно выбрать фактуру соответственно замыслу художника.

Четвертый этап

Раскрой ткани происходит по техническим рисункам и эскизу художника. Конструкция разрабатывается в соответствии с фигурой артиста.

Пятый этап

Примерки - это хлопотный и многолюдный этап. Ведь для каждого состава исполнителей шьются, разумеется, свои костюмы.

Вся суть - в деталях
Каждый костюм украшается индивидуальными деталями. Бусы, браслеты, цветы, перья, медали - все это также изготавливается вручную. Материал в данном случае имеет не менее важное значение, чем при создании костюма: например, звезда Святого Владимира второй степени будет сделана из кожкартона, а не металла, как остальные три вида знаков отличия, чтобы избежать возможности пораниться - потому что у нее очень много острых углов. Все награды, кстати, изготавливаются по образцу настоящих: звезда ордена Святой Анны, медаль «В память Отечественной войны 1812 года», знак ордена Святого Владимира второй степени, орден Святого Георгия четвертой степени.

Кроме того, в цехах нашего театра происходит роспись тканей. На мой дилетантский вопрос «Не проще ли подбирать ткань подходящего цвета, а не расписывать ее вручную?» ответила начальник участка росписи тканей Татьяна Баранова: «Нельзя подобрать именно тот орнамент, который присутствует на эскизе художника. И кроме того, нанесенный рисунок лучше смотрится со сцены: выигрышнее и ярче».

КОММЕНТАРИИ

Юрий КУПЕР,
художник по костюмам оперы «Евгений Онегин»:
- Мой замысел состоит в том, чтобы сделать черно-белый вариант - условное ретро того времени. Эпоха на сцене - начало XIX века, но связь с современностью будет благодаря минималистскому решению сценографии. Первоначальный мой вариант оформления сцены был более живописным, относящимся к началу XIX века. Минимализм - мощная современная тенденция: декорации, костюмы - на сцене в наше время все может быть современным и «скупым».

Евгения ЛИМАРОВА,
ассистент художника по костюмам:
- «Евгения Онегина» в оформлении Юрия Купера отличает приглушенная цветовая гамма: от светло-серого до глубокого черного. Создается новая фактура за счет использования многослойности: нижняя ткань расписана, сверху - несколько слоев гипюра и сетки, на сцене это создаст ощущение муара. Когда художник создает театральные костюмы, он вносит в стиль той или иной эпохи свое видение. Кроме того, костюмы должны быть удобны артистам на сцене.

Ирина КОМАРОВА,
художник-модельер отдела по изготовлению головных уборов:
- По цвету и фактуре берет Татьяны должен составлять ансамбль с платьем. Для украшения используются натуральные перья страуса, петуха, фазана - это характерно для стиля ампир начала XIX века. Для наряда Татьяны на балу был изготовлен гребень с камеей по эскизу Юрия Купера. Незначительная реставрация головных уборов, например, пришить бусины, может потребоваться уже через два спектакля, это зависит от того, какие манипуляции предполагаются с ними на сцене.

СПРАВКА «СГ»

• Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик оперы «Евгений Онегин» - заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов.
• Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной театральной премии «Золота Маска» Владимир Петров (Воронеж).
• Художник по костюмам - Юрий Купер (Лондон).
Написать нам