Закрыть поиск

Выгодно преданная любовь

Самарцам представили обновленную версию балета «Баядерка».

18 ноября сцена Самарского театра оперы и балета увидела третью за свое существование постановку балета Минкуса. Первый раз «Баядерка» появилась здесь в 1975 году, второй - в 1986-м и, эта версия шла более 20 лет подряд. Поэтому самарским театралам со стажем будет интересно сравнить постановку прошлых лет с премьерой.

Илья Поляков
"Самарская газета" 22.11.2012

В центре сюжета - тема самоотверженной и всепоглощающей любви. Фоном служат дворцовые интриги светских вельмож и храмовых жрецов. Клятвы в вечной любви и предательство ради матримониальных выгод, коварные замыслы соперниц по любви и ханжество священнослужителей. В общем, вечные и нестареющие проблемы. Литературные источники либретто - драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада Гете «Бог и баядерка». Пикантное сочетание восточного и европейского начал передано в декорациях художником-постановщиком Вячеславом Окуневым. В первом акте сумрачные джунгли вокруг мрачного святилища напоминают классический советский мультфильм «Маугли», а дворец раджи - лучшие образцы эклектики и демократичности вкусов цыганских особняков.

Балет как жанр, в принципе изобилующий пантомимой, в «Баядерке» доходит по этой части до предела. Порою с экспрессией изъясняющиеся знаками факиры и служители храмов походят на героев первых кинофильмов. На фоне экзотической Индии эти сцены смотрятся некой экранизацией новелл Киплинга. Потому так вполне органичны многочисленные комические сценки второстепенных персонажей - арапчат, охотников, слуг, - постоянно окаймляющие патетичные партии главных героев. Мотив сказки, а точнее сказочной притчи, подчеркивается однозначностью характеров персонажей. Злодей-жрец в исполнении Михаила Зиновьева очень мстителен и похотлив, плетущая интриги дочь ражди Гамзатти (ее партию танцует Ксения Овчинникова) - непредсказуемо коварна и пакостна. Главная же героиня - баядерка Никия - в трактовке Екатерины Первушиной очаровывает поэтичность юности и наивности. Безответная влюбленность передается через обаяние безоговорочной верности предмету страсти. Страсти на сцене кипят нешуточные, как в лучших фильмах Болливуда. Интересную трактовку представил солирующий партию главного героя Виктор Мулыгин. Воин Солор в его исполнении - вполне современный тип, одновременно и с романтическими наклонностями, и экзальтированный, но при этом с пластичной совестью. Герой быстро и достаточно легко переключает свое внимание с баядерки, которой он поклялся в любви, на выгодную партию - дочь раджи. Мучается, но ничего не может поделать с собой и с «предложением, от которого трудно отказаться».

Для балетмейстера-постановщика Габриэлы Комлевой «Баядерка» - уже третий спектакль в Самаре. Предыдущие работы народной артистки СССР и профессора Санкт-Петербургской консерватории - «Спящая красавица» и «Шопениана» и сейчас идут с большим успехом.

- Сейчас повсеместная беда всего мирового балета - это отсутствие проникновения в более тонкое восприятие материала, более тщательной обработки его. Вместо этого стремятся к большим шагам, «высоким ногам». Я не сторонница подобной эстетики, для меня важнее в танце - утонченность и поэтичность. Мы постарались сделать спектакль проникновенным и эмоциональным, - поделилась с корреспондентом «СГ» Габриэла Комлева.

Источник
Написать нам