Закрыть поиск

Возрождение прадедушки

Старейший балет на сцене оперного

В Театре оперы и балета восстановили спектакль «Тщетная предосторожность», поставленный худруком самарского балета Кириллом Шморгонером еще на сцене «Дзержинки», когда здание на площади Куйбышева было закрыто на реконструкцию

Катерина Петрова
"Волжская коммуна"
27.02.2012

Собственная редакция


«Тщетная предосторожность» - балет 18 века, старейший из дошедших до нас балетов. Впервые его поставил в Бордо накануне Французской революции в 1789-м хореограф Жан Доберваль. Тогда спектакль шел под народные французские мелодии и назывался «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг».

Для конца 18 века спектакль был событием — на балетную сцену впервые вышли не феи и принцы, а реальные люди, дамы в пышных нарядах изображали крестьянок... Комический балет из сельской жизни (в некоторых постановках прямо фривольный, ведь влюбленных по сюжету застают на сеновале) пользовался большим успехом. Поначалу каждый хореограф выбирал музыку к нему на свой вкус, но в 1828 году появилась партитура Луи Герольда, а в 1864 — музыкальный вариант Петера Гертеля, с тех пор ставший основным. В самарскую постановку Кирилл Шморгонер добавил еще и музыку Лео Делиба, французского композитора 19 века.

Первоначальная хореография за два века тоже канула в Лету, а ставили балет за это время немало, не сходил он и с русской сцены. В 19 веке было несколько постановок Дидло и Петипа-Иванова, в 20 веке «Тщетная предосторожность» шла в версиях Горского, Пономарева, Лавровского, Мессерера-Долинской. Много постановок выдержал балет Олега Виноградова, он и сейчас идет в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и Михайловском театре, в Большом театре «Тщетную предосторожность» можно увидеть сразу в двух версиях — Юрия Григоровича и английского классика Фредерика Аштона. У нас балет вышел в собственной редакции Кирилла Шморгонера.

Задорный балет

«Тщетная предосторожность» считается «беспроигрышным» с точки зрения кассы и зрительского успеха балетом. Крепко сбитый динамичный сюжет, четко прописанные роли (половина — характерные, и с ними наши артисты прекрасно справляются), да и просто — задорный балет. Сюжет у «Тщетной предосторожности» самый что ни на есть типично-балетный: влюбленных хотят разлучить родители, но, пройдя через некоторые перипетии, герои в финале воссоединяются и радостно танцуют па-де-де. Крестьянка Марселина (Дмитрий Голубев, Владимир Шачнев — эту роль всегда играют мужчины) хочет выдать дочь Лизу за богатого дурачка Никеза, но Лиза влюблена в бедняка Колена и благодаря счастливому недоразумению (мама заперла пару в чулане, где ее и обнаружили) выходит за него замуж.

Главные партии на премьере танцевали молодые зведы Екатерина Первушина - Виктор Мулыгин и опытные Марина Дворянчикова - Алексей Турдиев. Декорации и костюмы к балету сделаны по эскизам Натальи Хохловой — залитое солнцем поле с подсолнухами и дом Марселины с обшитыми деревом стенами, камином и буфетом. Зрители с удовольствием аплодировали смешным па комической старухи Марселины, па-де-де влюбленных и игре оркестра под управлением дирижера-постановщика спектакля Виктора Куликова.

Этот радующий глаз балет с красивой музыкой в следующий раз можно увидеть в апреле.

Источник
Написать нам