Закрыть поиск

Ромео и Джульетта

Сергей Прокофьев (1891-1953)
Либретто Леонида Лавровского (1905-1967), Адриана Пиотровского (1898-1937), Сергея Прокофьева (1891-1953) и Сергея Радлова (1892-1958) по одноименной трагедии (1595) Уильяма Шекспира (1564-1616)


Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Хореограф-постановщик – 
Кирилл Шморгонер
Ассистент балетмейстера – 
Елена Каменская
Художник-постановщик – 
Феликс Волосенков 
Художник по свету – Роман Крикунов 

При своем появлении балет «Ромео и Джульетта» стал для современников откровением – такой смелой и выразительной была хореография, такой непривычной для жанра – напряженная, остроконфликтная музыка Сергея Прокофьева. Эта музыка так полюбилась зрителям и хореографам, что постановки «Ромео и Джульетты» порой не сходят с мировых сцен десятилетиями – взять спектакль Кеннета Макмиллана в Ковент-Гардене (1965) или Рудольфа Нуреева в Парижской опере (1977).

Композитору удалось удивительным образом «перенести» в балетную партитуру всю сложную ткань шекспировского повествования. Глубокая и чувственная музыка, которая очень тонко следует за сюжетом, уже много лет заставляет сопереживать главным героям и разделять с ними всю радость любви и страдание. Неслучайно именно это произведение на сегодняшний день является одним из самых известных и успешных. Это балет-сон о сказочной средневековой Италии и о любви, пламя которой не ослабевает с шекспировских времен. Каждое движение в балете насыщено глубочайшим драматизмом трагедии двух влюбленных.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие происходит в Вероне XIV века

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая. Площадь

Раннее утро. Ромео не спится. Он бродит по пустынным улицам Вероны, мечтая о любви. Понемногу площадь заполняется народом. Завязывается ссора между представителями двух враждующих семейств – Монтекки и Капулетти. Скрещиваются шпаги, падают убитые. 

На площади появляется герцог Вероны. Он приказывает опустить оружие и велит вывесить приказ о наказании смертью каждого, кто обнажит оружие на улицах Вероны. 

Картина вторая. Комната Джульетты

Юная Джульетта играет со своей кормилицей, которая наряжает её к балу. Появляется мать Джульетты. Она журит дочь за детские шалости: Джульетта уже не ребёнок, а взрослая девушка.

Картина третья. Площадь

Пышно разодетые гости торжественно шествуют на бал. Среди них Парис. Бенволио и верный друг Ромео, весельчак Меркуцио, уговаривают Ромео пойти на бал к Капулетти. Чтобы остаться неузнанными, молодые люди из семьи Монтекки надевают маски и отправляются на празднество.

Картина четвертая. Дом Капулетти

Бал в доме Капулетти. За тяжеловесным и грозным танцем рыцарей следует чарующий танец прекрасной Джульетты. В зал входят Ромео и его друзья. Ромео поражён красотой Джульетты. Он не скрывает своего восторга и восхищения. Случайно упавшая маска Ромео открывает его лицо взору Джульетты. Но Ромео узнан Тибальдом и, опасаясь возможных осложнений, спешит покинуть дом. 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина пятая. Сцена у балкона

Лунная ночь. Джульетта на балконе мечтает о Ромео. Появляется Ромео. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности. 

Картина шестая. Площадь Вероны

На площади Вероны шумно и весело. Кормилица Джульетты по поручению своей юной госпожи передаёт Ромео записку. Юноша счастлив. Джульетта согласна быть с ним навеки.

Картина седьмая. Келья патера Лоренцо

В своей келье проводит дни патер Лоренцо. Ромео и Джульетта умоляют его тайно скрепить их союз. Лоренцо совершает обряд венчания, надеясь этим браком примирить враждующие семьи Монтекки и Капулетти. 

Картина восьмая. На площади

Меркуцио, Бенволио и их друзья веселятся на площади. Тибальд замечает своих врагов и, выхватив шпагу, устремляется к Меркуцио. Ромео хочет помирить их, но безуспешно. Между Тибальдом и Меркуцио завязывается бой. Тибальд, улучив момент, наносит Меркуцио смертельный удар. 
Гибель друга приводит Ромео в ярость. Обнажив шпагу, он вызывает Тибальда на поединок и убивает его. 
Родные убитого, собравшись у его тела, клянутся в вечной мести роду Монтекки. 

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина девятая. Комната Джульетты

Ромео должен проститься с Джульеттой. Он изгнан из Вероны. В комнату врываются утренние лучи солнца. Уже пора – больше медлить нельзя! Ромео прощается с любимой. 
Появляются родители. С ними Парис. Джульетта узнает о своей свадьбе, выслушивает признания жениха, но решительно отказывается подчиниться воле родителей. После ухода Париса на девушку обрушивается град упреков. Воля Капулетти непреклонна. Джульетта в отчаянии. Она решает посоветоваться с патером Лоренцо.

Картина десятая. Келья Лоренцо

Покорённый безграничной любовью девушки к Ромео, патер даёт ей снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, все решат, что она умерла, и тело её в открытом – по обычаю – гробу отнесут в старинный склеп Капулетти. Лоренцо же известит об этом Ромео, который скрывается в Мантуе. Юноша немедленно вернётся в Верону, найдёт Джульетту проснувшейся и увезёт с собой в Мантую, где для них наступят ничем не омрачённые дни счастья.

Картина одиннадцатая. Комната Джульетты

Возвратившись домой, Джульетта притворно покоряется воле родителей. Выпив напиток, она засыпает. Появляются подруги с цветами. Не найдя девушку в её комнате, они решают, что Джульетта ещё спит. Приходят её родители, Парис. Кормилица откидывает полог у постели, и все застывают в ужасе: Джульетта мертва…

Картина двенадцатая. Склеп

Появляется Ромео. Он не может оторвать взора от возлюбленной. Она мертва – и жизнь потеряла для него смысл. Ромео выпивает яд и падает у ног Джульетты. Джульетта просыпается и видит умирающего Ромео. Она склоняется к нему. Губы юноши уже холодны. Кинжалом Ромео Джульетта наносит себе смертельный удар.

Старики Монтекки и Капулетти в оцепенении смотрят на мёртвые тела своих детей. Многолетняя вражда Монтекки и Капулетти прекращена ценою жизни двух любящих.
«Ромео и Джульетта» по-самарски. Четыре театральные версии самой известной истории любви
Ирина КИРИЛЛОВА, Маргарита ПЕТРОВА, "Самарская газета", 13.02.2020.

"
В самарском оперном театре состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта»"
Фото Елизаветы СУХОВОЙ
"Комсомольская правда в Самаре", 04.04.2013

"
В Самаре поставили новую версию балета "Ромео и Джульетта""
ТРК "ТЕРРА" 25.01.2013

По семейным обстоятельствам

Журнал "СМР. СОБАКА. RU" Май 2012 г.

Оперный театр завершил сезон премьерой «Ромео и Джульетты»

Евгений КЛАДОВОЙ
Фото Юрия Стрельца
Портал "Волга-Ньюс"
28.06.2012

Любовью смерть поправ

Илья ПОЛЯКОВ
"Самарская газета"
05.07.2012

В Самаре состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта»
AIF.RU
29.06.2012

«Ромео и Джульетта»: когда танец ради танца
Валерий ИВАНОВ
"Самарские известия"
№ 121 (6310) от 12.07.2012


«Ромео и Джульетта» в оперном

Маргарита АНДРИЯНОВА
"Самарское обозрение"
№ 41 от 28.06.2012


Нет повести печальнее

Евгений КЛАДОВОЙ
Фото - Юрий СТРЕЛЕЦ
"Волжская коммуна"
28.06.2012


Шекспир в танце

ТРК "СКАТ"
21.06.2012


Театр оперы и балета порадовал зрителей новой постановкой

ГТРК "Россия-Самара"
28.06.2012

Премьера сезона под занавес
Анна ЛАЗАНЧИНА
"Афиша губернии"
№5 (5) июнь 2012

Приглашаем на премьеру
Анна ЛАЗАНЧИНА
Семейный журнал "Шпаргалка для родителей"
Май 2012 / №2 (38)    
   
"Ромео и Джульетта" в Самарском театре оперы и балета
"Самара-ГИС"
28.06.2012 

Балет "Ромео и Джульетта"
Вадим Кондратьев
"livejournal.com", 04.07.2013

Июльские балетные вечера в Самарском оперном

телеканал "Губерния", 05.07.2013

Спектакль "Ромео и Джульетта"
телеканал "Самара-ГИС", 04.07.2013


Герцог Вероны,
Синьор Капулетти,
Синьора Капулетти,
Джульетта, дочь Капулетти,
Кормилица,
Тибальд, племянник синьоры Капулетти,
Синьор Монтекки,
Синьора Монтекки,
Ромео, сын Монтекки,
Меркуцио, друг Ромео,
Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео,
Патер Лоренцо,
Парис, молодой граф,
Гости на балу, жители Вероны, слуги, дети.
Жанр: Балет в 3 действиях
Название: Ромео и Джульетта
Продолжительность: 2 часа 40 мин
Количество действий: 3
Дата премьеры: 27 июня 2012
Возраст: 12+
Сергей Прокофьев (1891-1953)
Либретто Леонида Лавровского (1905-1967), Адриана Пиотровского (1898-1937), Сергея Прокофьева (1891-1953) и Сергея Радлова (1892-1958) по одноименной трагедии (1595) Уильяма Шекспира (1564-1616)


Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Хореограф-постановщик – 
Кирилл Шморгонер
Ассистент балетмейстера – 
Елена Каменская
Художник-постановщик – 
Феликс Волосенков 
Художник по свету – Роман Крикунов 

При своем появлении балет «Ромео и Джульетта» стал для современников откровением – такой смелой и выразительной была хореография, такой непривычной для жанра – напряженная, остроконфликтная музыка Сергея Прокофьева. Эта музыка так полюбилась зрителям и хореографам, что постановки «Ромео и Джульетты» порой не сходят с мировых сцен десятилетиями – взять спектакль Кеннета Макмиллана в Ковент-Гардене (1965) или Рудольфа Нуреева в Парижской опере (1977).

Композитору удалось удивительным образом «перенести» в балетную партитуру всю сложную ткань шекспировского повествования. Глубокая и чувственная музыка, которая очень тонко следует за сюжетом, уже много лет заставляет сопереживать главным героям и разделять с ними всю радость любви и страдание. Неслучайно именно это произведение на сегодняшний день является одним из самых известных и успешных. Это балет-сон о сказочной средневековой Италии и о любви, пламя которой не ослабевает с шекспировских времен. Каждое движение в балете насыщено глубочайшим драматизмом трагедии двух влюбленных.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие происходит в Вероне XIV века

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая. Площадь

Раннее утро. Ромео не спится. Он бродит по пустынным улицам Вероны, мечтая о любви. Понемногу площадь заполняется народом. Завязывается ссора между представителями двух враждующих семейств – Монтекки и Капулетти. Скрещиваются шпаги, падают убитые. 

На площади появляется герцог Вероны. Он приказывает опустить оружие и велит вывесить приказ о наказании смертью каждого, кто обнажит оружие на улицах Вероны. 

Картина вторая. Комната Джульетты

Юная Джульетта играет со своей кормилицей, которая наряжает её к балу. Появляется мать Джульетты. Она журит дочь за детские шалости: Джульетта уже не ребёнок, а взрослая девушка.

Картина третья. Площадь

Пышно разодетые гости торжественно шествуют на бал. Среди них Парис. Бенволио и верный друг Ромео, весельчак Меркуцио, уговаривают Ромео пойти на бал к Капулетти. Чтобы остаться неузнанными, молодые люди из семьи Монтекки надевают маски и отправляются на празднество.

Картина четвертая. Дом Капулетти

Бал в доме Капулетти. За тяжеловесным и грозным танцем рыцарей следует чарующий танец прекрасной Джульетты. В зал входят Ромео и его друзья. Ромео поражён красотой Джульетты. Он не скрывает своего восторга и восхищения. Случайно упавшая маска Ромео открывает его лицо взору Джульетты. Но Ромео узнан Тибальдом и, опасаясь возможных осложнений, спешит покинуть дом. 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина пятая. Сцена у балкона

Лунная ночь. Джульетта на балконе мечтает о Ромео. Появляется Ромео. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности. 

Картина шестая. Площадь Вероны

На площади Вероны шумно и весело. Кормилица Джульетты по поручению своей юной госпожи передаёт Ромео записку. Юноша счастлив. Джульетта согласна быть с ним навеки.

Картина седьмая. Келья патера Лоренцо

В своей келье проводит дни патер Лоренцо. Ромео и Джульетта умоляют его тайно скрепить их союз. Лоренцо совершает обряд венчания, надеясь этим браком примирить враждующие семьи Монтекки и Капулетти. 

Картина восьмая. На площади

Меркуцио, Бенволио и их друзья веселятся на площади. Тибальд замечает своих врагов и, выхватив шпагу, устремляется к Меркуцио. Ромео хочет помирить их, но безуспешно. Между Тибальдом и Меркуцио завязывается бой. Тибальд, улучив момент, наносит Меркуцио смертельный удар. 
Гибель друга приводит Ромео в ярость. Обнажив шпагу, он вызывает Тибальда на поединок и убивает его. 
Родные убитого, собравшись у его тела, клянутся в вечной мести роду Монтекки. 

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина девятая. Комната Джульетты

Ромео должен проститься с Джульеттой. Он изгнан из Вероны. В комнату врываются утренние лучи солнца. Уже пора – больше медлить нельзя! Ромео прощается с любимой. 
Появляются родители. С ними Парис. Джульетта узнает о своей свадьбе, выслушивает признания жениха, но решительно отказывается подчиниться воле родителей. После ухода Париса на девушку обрушивается град упреков. Воля Капулетти непреклонна. Джульетта в отчаянии. Она решает посоветоваться с патером Лоренцо.

Картина десятая. Келья Лоренцо

Покорённый безграничной любовью девушки к Ромео, патер даёт ей снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, все решат, что она умерла, и тело её в открытом – по обычаю – гробу отнесут в старинный склеп Капулетти. Лоренцо же известит об этом Ромео, который скрывается в Мантуе. Юноша немедленно вернётся в Верону, найдёт Джульетту проснувшейся и увезёт с собой в Мантую, где для них наступят ничем не омрачённые дни счастья.

Картина одиннадцатая. Комната Джульетты

Возвратившись домой, Джульетта притворно покоряется воле родителей. Выпив напиток, она засыпает. Появляются подруги с цветами. Не найдя девушку в её комнате, они решают, что Джульетта ещё спит. Приходят её родители, Парис. Кормилица откидывает полог у постели, и все застывают в ужасе: Джульетта мертва…

Картина двенадцатая. Склеп

Появляется Ромео. Он не может оторвать взора от возлюбленной. Она мертва – и жизнь потеряла для него смысл. Ромео выпивает яд и падает у ног Джульетты. Джульетта просыпается и видит умирающего Ромео. Она склоняется к нему. Губы юноши уже холодны. Кинжалом Ромео Джульетта наносит себе смертельный удар.

Старики Монтекки и Капулетти в оцепенении смотрят на мёртвые тела своих детей. Многолетняя вражда Монтекки и Капулетти прекращена ценою жизни двух любящих.
«Ромео и Джульетта» по-самарски. Четыре театральные версии самой известной истории любви
Ирина КИРИЛЛОВА, Маргарита ПЕТРОВА, "Самарская газета", 13.02.2020.

"
В самарском оперном театре состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта»"
Фото Елизаветы СУХОВОЙ
"Комсомольская правда в Самаре", 04.04.2013

"
В Самаре поставили новую версию балета "Ромео и Джульетта""
ТРК "ТЕРРА" 25.01.2013

По семейным обстоятельствам

Журнал "СМР. СОБАКА. RU" Май 2012 г.

Оперный театр завершил сезон премьерой «Ромео и Джульетты»

Евгений КЛАДОВОЙ
Фото Юрия Стрельца
Портал "Волга-Ньюс"
28.06.2012

Любовью смерть поправ

Илья ПОЛЯКОВ
"Самарская газета"
05.07.2012

В Самаре состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта»
AIF.RU
29.06.2012

«Ромео и Джульетта»: когда танец ради танца
Валерий ИВАНОВ
"Самарские известия"
№ 121 (6310) от 12.07.2012


«Ромео и Джульетта» в оперном

Маргарита АНДРИЯНОВА
"Самарское обозрение"
№ 41 от 28.06.2012


Нет повести печальнее

Евгений КЛАДОВОЙ
Фото - Юрий СТРЕЛЕЦ
"Волжская коммуна"
28.06.2012


Шекспир в танце

ТРК "СКАТ"
21.06.2012


Театр оперы и балета порадовал зрителей новой постановкой

ГТРК "Россия-Самара"
28.06.2012

Премьера сезона под занавес
Анна ЛАЗАНЧИНА
"Афиша губернии"
№5 (5) июнь 2012

Приглашаем на премьеру
Анна ЛАЗАНЧИНА
Семейный журнал "Шпаргалка для родителей"
Май 2012 / №2 (38)    
   
"Ромео и Джульетта" в Самарском театре оперы и балета
"Самара-ГИС"
28.06.2012 

Балет "Ромео и Джульетта"
Вадим Кондратьев
"livejournal.com", 04.07.2013

Июльские балетные вечера в Самарском оперном

телеканал "Губерния", 05.07.2013

Спектакль "Ромео и Джульетта"
телеканал "Самара-ГИС", 04.07.2013


Герцог Вероны,
Синьор Капулетти,
Синьора Капулетти,
Джульетта, дочь Капулетти,
Кормилица,
Тибальд, племянник синьоры Капулетти,
Синьор Монтекки,
Синьора Монтекки,
Ромео, сын Монтекки,
Меркуцио, друг Ромео,
Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео,
Патер Лоренцо,
Парис, молодой граф,
Гости на балу, жители Вероны, слуги, дети.
Написать нам