Закрыть поиск

Осуждение Фауста (Астраханский государственный театр оперы и балета)



Гектор Берлиоз написал свою драматическую легенду «Осуждение Фауста» по трагедии И. Гёте «Фауст», которая на века вперёд определила широчайший круг нравственных проблем и духовных исканий человечества. "Книгой на все времена" назвал её Генрих Гейне; "посланием и символом человечества" считал Вячеслав Иванов, "земным евангелием" почитал Николай Холодковский, сделавший самый точный перевод на русский язык.

В Европе «Осуждение Фауста» вот уже более 170 лет ставится на сцене, но в России до сих пор знали только концертное исполнение. Астраханский государственный театр оперы и балета - первый российский театр, который осуществил сценическую постановку.

В отличие от книги Гёте, Берлиоз в своей трактовке не просто закрывает Фаусту путь к райскому блаженству: ангелы сообщают, что тот осуждён и будет ввергнут в Геенну Огненную. «Осуждение Фауста» нельзя причислить ни к одному из канонических жанров музыкального театра. Это уникальное произведение и в 21 веке заставляет зрителя размышлять о жизни и смерти, о выборе между добром и злом.

В спектакле применяются сложнейшие современные технологии, какие, возможно, ещё никогда не применялись на театральных сценах: технологии, позволяющие создавать грандиозный эффект 3D пространства! Зрители буквально погружаются в бездонные глубины космоса, в фантастические миры и в ужасающие адские бездны. Реальный мир перетекает в виртуальный, виртуальный – в реальный, и трудно уловить, как это происходит. Образный мир спектакля захватывает! Его изобразительный язык так нов, что заставляет взглянуть на оперное искусство совершенно иными глазами.

Музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий Воронин

Визуальная концепция и постановка - Константин Балакин

Художник-постановщик - Елена Вершинина

Хормейстер-постановщик - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Галина Дунчева

Балетмейстер-постановщик - Анна Дмитриенко

Художник по свету - Ирина Вторникова

Проект «Большие гастроли» реализуются ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ»
согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ


Действие первое
Фауст восторженно встречает восход солнца. Вместе с ним весеннему пробуждению природы радуются крестьяне. Их игры и пение прерывают звуки военного марша.

Фауст не в силах остановить страшную смертоубийственную войну, затеянную человечеством. Солдаты отважно устремляются на поле боя.

Гибель и разруха царят кругом. В отчаянии Фауст хочет покончить с собой. Внезапно раздаётся Пасхальный гимн, утешаю- щий Фауста. Просветлённый, он раскаивается в своём намерении свести счёты с жизнью.

Появляется Мефистофель. Он предлагает Фаусту отправиться в путешествие, которое развеет его тоску. Фауст соглашается, и Мефистофель переносит его в таверну, где веселятся студенты.

Один из собутыльников – Брандер – поёт «Песню Крысы». Студенты подхватывают его идею спеть саркастическую фугу на тему церковного «Amen». Мефистофель предлагает присутствующим послушать «Песню Блохи». Всё это вызывает у Фауста от- вращение, и он со своим спутником покидает таверну.

Мефистофель погружает Фауста в сон, наполненный фантастическими видениями. Цветы, сильфы и гномы поют колыбельную. Фаусту грезится прекрасная женщина по имени Маргарита. Фауст просыпается и хочет, во что бы то ни стало, видеть свою воз- любленную в реальности. Мефистофель обещает Фаусту исполнить его просьбу.

С бравурным маршем солдат и студенческим гимном сливаются голоса Фауста и Мефистофеля.



Действие второе
Фауст и Мефистофель тайно проникают в дом Маргариты. Фауста переполняет неведомое ранее чувство любви. Он восхищается изменившимся вокруг него миром.

Появляется Маргарита со светильником. Мефистофель заставляет Фауста спрятаться. Маргарита поёт старинную песню о фульском короле, хранившем верность до гроба.

Мефистофель заклинает духов блуждающих огней, танцующих по его велению фантастический менуэт и подпевающих его циничной серенаде.

Фауст предстаёт перед Маргаритой. Она признаётся, что именно таким представляла себе своего любимого. Фауст и Маргарита отдаются во власть нахлынувшего любовного чувства. Внезапно появляется Мефистофель с предупреждением, что дом Маргариты окружили злословящие соседи. Чтобы спасти Маргариту от бесчестья, влюблённые должны расстаться. Фауст и Мефистофель скрываются.

Покинутая Маргарита ждёт Фауста и вспоминает его страстные слова и нежные ласки. Слышно, как вдалеке проходят студенты и солдаты, но Фауста среди них нет...

Фауст обращается к бушующим стихиям. Он в отчаянии от человеческого бессилия перед всемогущей Природой.
Мефистофель сообщает, что, ожидая свидания с Фаустом, Маргарита случайно дала своей матери слишком много снотворного, убившего её. Маргарита брошена в темницу и приговорена к казни. Фауст умоляет Мефистофеля спасти возлюбленную. Тот согласен, но с условием, что Фауст подпишет договор о передаче своей души в его власть. Фауст подписывает роковой договор.

Мефистофель вызывает адских коней и бросается с Фаустом на спасение Маргариты, участь которой уже решена. При виде мрачных всадников в страхе разбегаются молящиеся. Фауста тоже страшит вихрь окружающих его чудовищ и демонов. Мефистофель предлагает вернуться, но Фауст отбрасывает сомнения. Скачка над бездной продолжается: пролетают адские птицы, хлещет кровавый дождь, вдоль дороги танцуют скелеты... Мефистофель погоняет лошадей и толкает Фауста в адскую пропасть. Проклятый Фауст проваливается в преисподнюю. Демоны ликуют и чествуют Мефистофеля. Страшное клокотание адских сил стихает.

Небесные силы призывают Маргариту. Она прощена.
Жанр: Драматическая легенда в 4-х частях по трагедии И.В. Гёте Либретто Г.Берлиоза и А.Жандоньера
Язык: Исполняется на французском языке
Название: Осуждение Фауста (Астраханский государственный театр оперы и балета)
Продолжительность: 2 часа 30 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 12 сентября 2015
Возраст: 12+


Гектор Берлиоз написал свою драматическую легенду «Осуждение Фауста» по трагедии И. Гёте «Фауст», которая на века вперёд определила широчайший круг нравственных проблем и духовных исканий человечества. "Книгой на все времена" назвал её Генрих Гейне; "посланием и символом человечества" считал Вячеслав Иванов, "земным евангелием" почитал Николай Холодковский, сделавший самый точный перевод на русский язык.

В Европе «Осуждение Фауста» вот уже более 170 лет ставится на сцене, но в России до сих пор знали только концертное исполнение. Астраханский государственный театр оперы и балета - первый российский театр, который осуществил сценическую постановку.

В отличие от книги Гёте, Берлиоз в своей трактовке не просто закрывает Фаусту путь к райскому блаженству: ангелы сообщают, что тот осуждён и будет ввергнут в Геенну Огненную. «Осуждение Фауста» нельзя причислить ни к одному из канонических жанров музыкального театра. Это уникальное произведение и в 21 веке заставляет зрителя размышлять о жизни и смерти, о выборе между добром и злом.

В спектакле применяются сложнейшие современные технологии, какие, возможно, ещё никогда не применялись на театральных сценах: технологии, позволяющие создавать грандиозный эффект 3D пространства! Зрители буквально погружаются в бездонные глубины космоса, в фантастические миры и в ужасающие адские бездны. Реальный мир перетекает в виртуальный, виртуальный – в реальный, и трудно уловить, как это происходит. Образный мир спектакля захватывает! Его изобразительный язык так нов, что заставляет взглянуть на оперное искусство совершенно иными глазами.

Музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий Воронин

Визуальная концепция и постановка - Константин Балакин

Художник-постановщик - Елена Вершинина

Хормейстер-постановщик - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Галина Дунчева

Балетмейстер-постановщик - Анна Дмитриенко

Художник по свету - Ирина Вторникова

Проект «Большие гастроли» реализуются ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ»
согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ


Действие первое
Фауст восторженно встречает восход солнца. Вместе с ним весеннему пробуждению природы радуются крестьяне. Их игры и пение прерывают звуки военного марша.

Фауст не в силах остановить страшную смертоубийственную войну, затеянную человечеством. Солдаты отважно устремляются на поле боя.

Гибель и разруха царят кругом. В отчаянии Фауст хочет покончить с собой. Внезапно раздаётся Пасхальный гимн, утешаю- щий Фауста. Просветлённый, он раскаивается в своём намерении свести счёты с жизнью.

Появляется Мефистофель. Он предлагает Фаусту отправиться в путешествие, которое развеет его тоску. Фауст соглашается, и Мефистофель переносит его в таверну, где веселятся студенты.

Один из собутыльников – Брандер – поёт «Песню Крысы». Студенты подхватывают его идею спеть саркастическую фугу на тему церковного «Amen». Мефистофель предлагает присутствующим послушать «Песню Блохи». Всё это вызывает у Фауста от- вращение, и он со своим спутником покидает таверну.

Мефистофель погружает Фауста в сон, наполненный фантастическими видениями. Цветы, сильфы и гномы поют колыбельную. Фаусту грезится прекрасная женщина по имени Маргарита. Фауст просыпается и хочет, во что бы то ни стало, видеть свою воз- любленную в реальности. Мефистофель обещает Фаусту исполнить его просьбу.

С бравурным маршем солдат и студенческим гимном сливаются голоса Фауста и Мефистофеля.



Действие второе
Фауст и Мефистофель тайно проникают в дом Маргариты. Фауста переполняет неведомое ранее чувство любви. Он восхищается изменившимся вокруг него миром.

Появляется Маргарита со светильником. Мефистофель заставляет Фауста спрятаться. Маргарита поёт старинную песню о фульском короле, хранившем верность до гроба.

Мефистофель заклинает духов блуждающих огней, танцующих по его велению фантастический менуэт и подпевающих его циничной серенаде.

Фауст предстаёт перед Маргаритой. Она признаётся, что именно таким представляла себе своего любимого. Фауст и Маргарита отдаются во власть нахлынувшего любовного чувства. Внезапно появляется Мефистофель с предупреждением, что дом Маргариты окружили злословящие соседи. Чтобы спасти Маргариту от бесчестья, влюблённые должны расстаться. Фауст и Мефистофель скрываются.

Покинутая Маргарита ждёт Фауста и вспоминает его страстные слова и нежные ласки. Слышно, как вдалеке проходят студенты и солдаты, но Фауста среди них нет...

Фауст обращается к бушующим стихиям. Он в отчаянии от человеческого бессилия перед всемогущей Природой.
Мефистофель сообщает, что, ожидая свидания с Фаустом, Маргарита случайно дала своей матери слишком много снотворного, убившего её. Маргарита брошена в темницу и приговорена к казни. Фауст умоляет Мефистофеля спасти возлюбленную. Тот согласен, но с условием, что Фауст подпишет договор о передаче своей души в его власть. Фауст подписывает роковой договор.

Мефистофель вызывает адских коней и бросается с Фаустом на спасение Маргариты, участь которой уже решена. При виде мрачных всадников в страхе разбегаются молящиеся. Фауста тоже страшит вихрь окружающих его чудовищ и демонов. Мефистофель предлагает вернуться, но Фауст отбрасывает сомнения. Скачка над бездной продолжается: пролетают адские птицы, хлещет кровавый дождь, вдоль дороги танцуют скелеты... Мефистофель погоняет лошадей и толкает Фауста в адскую пропасть. Проклятый Фауст проваливается в преисподнюю. Демоны ликуют и чествуют Мефистофеля. Страшное клокотание адских сил стихает.

Небесные силы призывают Маргариту. Она прощена.
Написать нам