Закрыть поиск
Жорж Бизе (1838-1875).

Либретто Анри Мельяка (1830-1897) и Людовика Галеви (1834-1908) по мотивам одноименной новеллы (1845) Проспера Мериме (1803-1870). Музыкальная редакция редакция Эрнеста Гиро (1837-1892).

Мировая премьера 3 марта 1875, Опера-Комик, Париж.


Сюжет «Кармен» взят из новеллы Проспера Мериме, но ее содержание претерпело существенные изменения. Анри Мельяк и Людовик Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали новые образы действующих лиц, во многом отличные от их прототипов. В центре круговорота событий – красивая, страстная и свободолюбивая цыганка. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. С большим мастерством воссоздан национальный колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» – в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Это последняя опера Жоржа Бизе, и она прошла тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Первая постановка «Кармен», как это ни странно, закончилась полным провалом. Публика оказалась не готова к подобному реализму на сцене и газеты обвинили композитора в безнравственности. Однако именно негативные рецензии создали «Кармен» огромную популярность. В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовали триумфальные гастроли в Европе, России и Америке. Пётр Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире…». Так и вышло – спустя полтора века «Кармен» неизменно присутствует в топ-10 самых исполняемых опер планеты.

В Самаре за XX век сменилось десять постановок «Кармен». Нынешний спектакль – уже одиннадцатый. Особенно примечательным был спектакль 1984 года, поставленный Земфирой Цаликовой – первой женщиной-режиссером музыкального театра из Северной Осетии. Ее «Кармен» пробыла в репертуаре 27 сезонов, и в ней успели спеть два директора нашего театра: тенора Вильям Семашко и Александр Сибирцев выходили в этой постановке на сцену в партии Хозе.

Режиссер-постановщик Георгий Исаакян перед премьерой предупреждал: «Отталкиваться мы будем, как и в повести Мериме, от воспоминаний Хозе в камере смертников – эту мысль мы делаем основной для нашей истории. Мне всегда казалось, что Кармен вроде бы для всех, но на самом деле всегда одна и сама для себя. Испания, безусловно, проникает в спектакль, но идет очень изысканно-культурным путем. И в этом смысле соединение XIX века с XXI-м у нас, конечно, наличествует».

Режиссер-постановщик –
Георгий Исаакян
Дирижер-постановщик –
Александр Анисимов
Художник-постановщик, художник по костюмам –
Елена Соловьёва
Художник по свету –
Евгений Ганзбург
Ассистент режиссера –
Наталья Беляева
Краткое содержание.

ПРОЛОГ
 
Дон Хозе, в прошлом сержант королевских войск, в камере смертников в ожидании казни за убийство «на почве страсти». 
 
ДЕЙСТВИЕ I
 
Севилья. У казармы, расположенной неподалеку от табачной фабрики, томящиеся на караульном дежурстве солдаты разглядывают и обсуждают прохожих. Появляется Микаэла. Она пришла из отдаленного городка и ищет здесь своего жениха сержанта дона Хозе, но его нет среди солдат. Происходит смена караула. Командуют сменившимися сержант дон Хозе и его командир, капитан Цунига. Звон колокола извещает о перерыве на фабрике и о главном развлечении солдат и местных жителей: подглядывании за разбитными работницами фабрики, самая привлекательная и дерзкая из которых – цыганка Кармен. Она неожиданно сталкивается с Хозе и на прощание бросает ему свой цветок.
Микаэла приходит на свидание к арестованному Хозе. Она привезла Хозе письмо и передачу от его матери. Нежное свидание прерывается караульным.
Хозе вновь вспоминает начало своего романа с Кармен. Романа, завязавшегося после драки между работницами фабрики, виновницей которой стала Кармен. Хозе предстоит отвести Кармен в тюрьму, но, не в силах противостоять чарам цыганки, он нарушает приказ и помогает ей бежать. Цунига приказывает арестовать его.
 
ПРОЛОГ КО II ДЕЙСТВИЮ
 
Хозе отбывает на гауптвахте наказание за бегство Кармен и грезит о свидании с ней.
 
ДЕЙСТВИЕ II
 
В таверне Лильяса Пастьи – месте тайных встреч контрабандистов – Кармен со своими подругами Фраскитой и Мерседес развлекают гостей песнями и плясками. В сопровождении толпы поклонников здесь появляется знаменитый тореадор Эскамильо. Он и Кармен флиртуют друг с другом. Цунига сообщает Кармен, что Хозе вышел на свободу после ареста.
Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел, но на этот раз Кармен отказывается идти с ними: сюда, в условленное место свидания, должен прийти только что освободившийся из-под ареста Хозе. 
Появляется разжалованный в рядовые Хозе. В благодарность за подстроенный побег Кармен поет и танцует для него, но в разгар ее танца слышится звук горна, – сигнал возвращения в казармы. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно на пороге таверны появляется Цунига, рассчитывающий на благосклонность Кармен. В порыве ревности, потеряв голову, Хозе бросается с оружием на старшего офицера. Воинская присяга нарушена. Хозе понимает, что теперь у него нет другого выбора: он остается с Кармен и становится контрабандистом.
 
 
ДЕЙСТВИЕ III
 
Глухой ночью в укромном месте встречаются контрабандисты. Среди них – Кармен и Хозе, страдающий от измены долгу и тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его среди бандитов. Но Кармен больше не любит Хозе. Разрыв неизбежен. Кармен гадает о своей судьбе. Карты неотвратимо предрекают смерть – ей и её любовнику. 
Ревность и негодование с новой силой вспыхивают в душе Хозе при столкновении с Эскамильо, пришедшим на свидание с Кармен. Неожиданно появляется Микаэла. Она сообщает Хозе о смертельной болезни его матери, и только это вынуждает его покинуть Кармен. Но их последняя встреча ещё впереди. Только смерть может разлучить их...

 
ДЕЙСТВИЕ IV
 
Площадь в Севилье полна народа. Все с нетерпением ожидают начала корриды. Подруги предупреждают Кармен о том, что в толпе скрывается Хозе, который следит за ней. Но Кармен не боится встречи с Хозе. Его мольбы вернуться тщетны: между ними всё кончено. Кармен бросает Хозе подаренное им кольцо. Ослепленный отчаянием и гневом, Хозе убивает Кармен.
 

ЭПИЛОГ
 
Дон Хозе в камере смертников. Он готов поплатиться за совершенное им преступление «на почве страсти».
В ожидании «Кармен»
parkgagarina.info
Валерий Иванов
Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики;
Хозе, капрал
Микаэла, молодая крестьянка, невеста Хозе
Эскамильо, тореадор
Моралес, офицер
Цунига, капитан Хозе
Данкайро, контрабандист
Ремендадо, контрабандист
Мерседес, цыганка, подруга Кармен
Фраскита, цыганка, подруга Кармен
Жорж Бизе (1838-1875).

Либретто Анри Мельяка (1830-1897) и Людовика Галеви (1834-1908) по мотивам одноименной новеллы (1845) Проспера Мериме (1803-1870). Музыкальная редакция редакция Эрнеста Гиро (1837-1892).

Мировая премьера 3 марта 1875, Опера-Комик, Париж.


Сюжет «Кармен» взят из новеллы Проспера Мериме, но ее содержание претерпело существенные изменения. Анри Мельяк и Людовик Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали новые образы действующих лиц, во многом отличные от их прототипов. В центре круговорота событий – красивая, страстная и свободолюбивая цыганка. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. С большим мастерством воссоздан национальный колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» – в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Это последняя опера Жоржа Бизе, и она прошла тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Первая постановка «Кармен», как это ни странно, закончилась полным провалом. Публика оказалась не готова к подобному реализму на сцене и газеты обвинили композитора в безнравственности. Однако именно негативные рецензии создали «Кармен» огромную популярность. В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовали триумфальные гастроли в Европе, России и Америке. Пётр Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире…». Так и вышло – спустя полтора века «Кармен» неизменно присутствует в топ-10 самых исполняемых опер планеты.

В Самаре за XX век сменилось десять постановок «Кармен». Нынешний спектакль – уже одиннадцатый. Особенно примечательным был спектакль 1984 года, поставленный Земфирой Цаликовой – первой женщиной-режиссером музыкального театра из Северной Осетии. Ее «Кармен» пробыла в репертуаре 27 сезонов, и в ней успели спеть два директора нашего театра: тенора Вильям Семашко и Александр Сибирцев выходили в этой постановке на сцену в партии Хозе.

Режиссер-постановщик Георгий Исаакян перед премьерой предупреждал: «Отталкиваться мы будем, как и в повести Мериме, от воспоминаний Хозе в камере смертников – эту мысль мы делаем основной для нашей истории. Мне всегда казалось, что Кармен вроде бы для всех, но на самом деле всегда одна и сама для себя. Испания, безусловно, проникает в спектакль, но идет очень изысканно-культурным путем. И в этом смысле соединение XIX века с XXI-м у нас, конечно, наличествует».

Режиссер-постановщик –
Георгий Исаакян
Дирижер-постановщик –
Александр Анисимов
Художник-постановщик, художник по костюмам –
Елена Соловьёва
Художник по свету –
Евгений Ганзбург
Ассистент режиссера –
Наталья Беляева
Краткое содержание.

ПРОЛОГ
 
Дон Хозе, в прошлом сержант королевских войск, в камере смертников в ожидании казни за убийство «на почве страсти». 
 
ДЕЙСТВИЕ I
 
Севилья. У казармы, расположенной неподалеку от табачной фабрики, томящиеся на караульном дежурстве солдаты разглядывают и обсуждают прохожих. Появляется Микаэла. Она пришла из отдаленного городка и ищет здесь своего жениха сержанта дона Хозе, но его нет среди солдат. Происходит смена караула. Командуют сменившимися сержант дон Хозе и его командир, капитан Цунига. Звон колокола извещает о перерыве на фабрике и о главном развлечении солдат и местных жителей: подглядывании за разбитными работницами фабрики, самая привлекательная и дерзкая из которых – цыганка Кармен. Она неожиданно сталкивается с Хозе и на прощание бросает ему свой цветок.
Микаэла приходит на свидание к арестованному Хозе. Она привезла Хозе письмо и передачу от его матери. Нежное свидание прерывается караульным.
Хозе вновь вспоминает начало своего романа с Кармен. Романа, завязавшегося после драки между работницами фабрики, виновницей которой стала Кармен. Хозе предстоит отвести Кармен в тюрьму, но, не в силах противостоять чарам цыганки, он нарушает приказ и помогает ей бежать. Цунига приказывает арестовать его.
 
ПРОЛОГ КО II ДЕЙСТВИЮ
 
Хозе отбывает на гауптвахте наказание за бегство Кармен и грезит о свидании с ней.
 
ДЕЙСТВИЕ II
 
В таверне Лильяса Пастьи – месте тайных встреч контрабандистов – Кармен со своими подругами Фраскитой и Мерседес развлекают гостей песнями и плясками. В сопровождении толпы поклонников здесь появляется знаменитый тореадор Эскамильо. Он и Кармен флиртуют друг с другом. Цунига сообщает Кармен, что Хозе вышел на свободу после ареста.
Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел, но на этот раз Кармен отказывается идти с ними: сюда, в условленное место свидания, должен прийти только что освободившийся из-под ареста Хозе. 
Появляется разжалованный в рядовые Хозе. В благодарность за подстроенный побег Кармен поет и танцует для него, но в разгар ее танца слышится звук горна, – сигнал возвращения в казармы. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно на пороге таверны появляется Цунига, рассчитывающий на благосклонность Кармен. В порыве ревности, потеряв голову, Хозе бросается с оружием на старшего офицера. Воинская присяга нарушена. Хозе понимает, что теперь у него нет другого выбора: он остается с Кармен и становится контрабандистом.
 
 
ДЕЙСТВИЕ III
 
Глухой ночью в укромном месте встречаются контрабандисты. Среди них – Кармен и Хозе, страдающий от измены долгу и тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его среди бандитов. Но Кармен больше не любит Хозе. Разрыв неизбежен. Кармен гадает о своей судьбе. Карты неотвратимо предрекают смерть – ей и её любовнику. 
Ревность и негодование с новой силой вспыхивают в душе Хозе при столкновении с Эскамильо, пришедшим на свидание с Кармен. Неожиданно появляется Микаэла. Она сообщает Хозе о смертельной болезни его матери, и только это вынуждает его покинуть Кармен. Но их последняя встреча ещё впереди. Только смерть может разлучить их...

 
ДЕЙСТВИЕ IV
 
Площадь в Севилье полна народа. Все с нетерпением ожидают начала корриды. Подруги предупреждают Кармен о том, что в толпе скрывается Хозе, который следит за ней. Но Кармен не боится встречи с Хозе. Его мольбы вернуться тщетны: между ними всё кончено. Кармен бросает Хозе подаренное им кольцо. Ослепленный отчаянием и гневом, Хозе убивает Кармен.
 

ЭПИЛОГ
 
Дон Хозе в камере смертников. Он готов поплатиться за совершенное им преступление «на почве страсти».
В ожидании «Кармен»
parkgagarina.info
Валерий Иванов
Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики;
Хозе, капрал
Микаэла, молодая крестьянка, невеста Хозе
Эскамильо, тореадор
Моралес, офицер
Цунига, капитан Хозе
Данкайро, контрабандист
Ремендадо, контрабандист
Мерседес, цыганка, подруга Кармен
Фраскита, цыганка, подруга Кармен
Написать нам