Закрыть поиск

Пиковая дама

Пётр Чайковский (1840-1893).
Либретто Модеста Чайковского (1850-1916) по одноименной повести (1834) Александра Пушкина (1799-1837).
Мировая премьера: 19 декабря 1890.



«Пиковая дама» Петра Чайковского – визитная карточка российского оперного наследия, одна из немногих русскоязычных опер, закрепившихся в международном репертуаре. Любовь и азарт, роковая тайна и жертвующая спокойной жизнью страсть – повесть Пушкина, написанная в стиле светского анекдота, на оперной сцене перевоплотилась в трагедию из екатерининских времен, которая потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи.

Опера Чайковского стала новым словом не только в творчестве самого композитора, но и в развитии всей русской оперы. Никому из русских композиторов прежде не удавалось достигнуть такой силы драматического воздействия и глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, раскрыть сложный мир подсознательного, безотчетно движущего нашими действиями и поступками.

Мистическая и мрачная история о деструктивной одержимости тремя картами получила в САТОБ почти десяток постановок: она ставилась в 1932, 1934, 1937, 1947, 1951, 1958, 1967, 1976 и 1990 годах, причем режиссером последнего спектакля был главный балетмейстер театра Игорь Чернышёв. Нынешняя постановка Михаила Панджавидзе была номинирована на Российскую национальную премию «Золотая маска» как лучшая опера своего сезона, а за премии в частных номинациях соревновались режиссер Михаил Панджавидзе, дирижер Александр Анисимов, Ирина Крикунова (исполнительница партии Лизы) и Михаил Губский (исполнитель партии Германа).

Дирижер-постановщик  Александр Анисимов
Режиссер-постановщик   Михаил Панджавидзе
Художник-постановщик  Елена Соловьёва
Хормейстер  Ольга Сафронова
Художник по свету  Сергей Шевченко

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие I

Картина первая.

Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых – Германа. Он стал угрюм, молчалив, ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признается – он влюблен! Влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может».

Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с сегодняшнего дня он – счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения. А Герман узнает в ней ту, которую он любит и, как он теперь понимает, любит безнадежно.

Томский рассказывает приятелям анекдот о Графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица Графиня страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту Графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть. На Германа рассказ Томского произвел глубокое впечатление. Однако более всего ему не дает покоя мысль о счастливом сопернике. Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром – ничто в сравненье... Она моею будет, иль умру!»

Картина вторая.

Вечером, в день помолвки Лизы, в ее комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни ее любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая. Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина ее смятения: ее с неодолимой силой влечет к Герману: «Вся моя душа во власти его!»

Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что на счастье надежды больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть.

Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздается стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами Графиня. Лизе удается успокоить ее и увести.

Герману, находящемуся еще под впечатлением объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О, страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!» Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие II

Картина третья.

Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине, силе и неизменности своего чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю.

Германа мучает неотвязная мысль о трех картах. Ему кажется, узнай он тайну – и все преграды к счастью с Лизой будут сметены.

После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждет его. Лиза отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню Графини, а оттуда – в комнату Лизы.

Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!»

Картина четвертая.

Спальня Графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой Графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого».

Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную Графиню и оставляют ее в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к Графине. Он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная Графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что Графиня мертва. Рассудок его не выдерживает.

Действие III

Картина пятая.

Герман читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!..»

Картина шестая.

Набережная Зимней канавки. Лиза ждет Германа. Часы бьют полночь, но его все нет. Лиза в отчаянии.
Наконец появляется Герман. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но – прерывает он ее – старая Графиня все-таки назвала три карты. Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне – мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Ее жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая.

Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлен, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждет Германа, чтоб отомстить.
Появившийся Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, – тройка и семерка, выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов. Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке – дама пик.

Потрясенному Герману кажется, что он видит Графиню, она ждет его смерти. Герман умирает, и последние его мысли о Лизе.
ГЕРМАН

ГРАФ ТОМСКИЙ

КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ, ЗЛАТОГОР

ЧЕКАЛИНСКИЙ

СУРИН

ЧАПЛИЦКИЙ

НАРУМОВ

ГРАФИНЯ

ЛИЗА, ПРИЛЕПА

ПОЛИНА, МИЛОВЗОР

МАША

ГУВЕРНАНТКА

Жанр: Опера
Язык: Русский
Название: Пиковая дама
Продолжительность: 3 часа 40 мин
Количество действий: 3
Дата премьеры: 30 июня 2015
Возраст: 12+
Пётр Чайковский (1840-1893).
Либретто Модеста Чайковского (1850-1916) по одноименной повести (1834) Александра Пушкина (1799-1837).
Мировая премьера: 19 декабря 1890.



«Пиковая дама» Петра Чайковского – визитная карточка российского оперного наследия, одна из немногих русскоязычных опер, закрепившихся в международном репертуаре. Любовь и азарт, роковая тайна и жертвующая спокойной жизнью страсть – повесть Пушкина, написанная в стиле светского анекдота, на оперной сцене перевоплотилась в трагедию из екатерининских времен, которая потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи.

Опера Чайковского стала новым словом не только в творчестве самого композитора, но и в развитии всей русской оперы. Никому из русских композиторов прежде не удавалось достигнуть такой силы драматического воздействия и глубины проникновения в самые потаенные уголки человеческой души, раскрыть сложный мир подсознательного, безотчетно движущего нашими действиями и поступками.

Мистическая и мрачная история о деструктивной одержимости тремя картами получила в САТОБ почти десяток постановок: она ставилась в 1932, 1934, 1937, 1947, 1951, 1958, 1967, 1976 и 1990 годах, причем режиссером последнего спектакля был главный балетмейстер театра Игорь Чернышёв. Нынешняя постановка Михаила Панджавидзе была номинирована на Российскую национальную премию «Золотая маска» как лучшая опера своего сезона, а за премии в частных номинациях соревновались режиссер Михаил Панджавидзе, дирижер Александр Анисимов, Ирина Крикунова (исполнительница партии Лизы) и Михаил Губский (исполнитель партии Германа).

Дирижер-постановщик  Александр Анисимов
Режиссер-постановщик   Михаил Панджавидзе
Художник-постановщик  Елена Соловьёва
Хормейстер  Ольга Сафронова
Художник по свету  Сергей Шевченко

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие I

Картина первая.

Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых – Германа. Он стал угрюм, молчалив, ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признается – он влюблен! Влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может».

Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с сегодняшнего дня он – счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения. А Герман узнает в ней ту, которую он любит и, как он теперь понимает, любит безнадежно.

Томский рассказывает приятелям анекдот о Графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица Графиня страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту Графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть. На Германа рассказ Томского произвел глубокое впечатление. Однако более всего ему не дает покоя мысль о счастливом сопернике. Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром – ничто в сравненье... Она моею будет, иль умру!»

Картина вторая.

Вечером, в день помолвки Лизы, в ее комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни ее любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая. Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина ее смятения: ее с неодолимой силой влечет к Герману: «Вся моя душа во власти его!»

Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что на счастье надежды больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть.

Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздается стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами Графиня. Лизе удается успокоить ее и увести.

Герману, находящемуся еще под впечатлением объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О, страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!» Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие II

Картина третья.

Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине, силе и неизменности своего чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю.

Германа мучает неотвязная мысль о трех картах. Ему кажется, узнай он тайну – и все преграды к счастью с Лизой будут сметены.

После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждет его. Лиза отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню Графини, а оттуда – в комнату Лизы.

Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!»

Картина четвертая.

Спальня Графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой Графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого».

Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную Графиню и оставляют ее в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к Графине. Он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная Графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что Графиня мертва. Рассудок его не выдерживает.

Действие III

Картина пятая.

Герман читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!..»

Картина шестая.

Набережная Зимней канавки. Лиза ждет Германа. Часы бьют полночь, но его все нет. Лиза в отчаянии.
Наконец появляется Герман. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но – прерывает он ее – старая Графиня все-таки назвала три карты. Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне – мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Ее жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая.

Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлен, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждет Германа, чтоб отомстить.
Появившийся Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, – тройка и семерка, выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов. Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке – дама пик.

Потрясенному Герману кажется, что он видит Графиню, она ждет его смерти. Герман умирает, и последние его мысли о Лизе.
ГЕРМАН

ГРАФ ТОМСКИЙ

КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ, ЗЛАТОГОР

ЧЕКАЛИНСКИЙ

СУРИН

ЧАПЛИЦКИЙ

НАРУМОВ

ГРАФИНЯ

ЛИЗА, ПРИЛЕПА

ПОЛИНА, МИЛОВЗОР

МАША

ГУВЕРНАНТКА

Написать нам