Закрыть поиск

Концерт оркестра «Новая Россия» под управлением Фёдора Леднёва



Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание. С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители.
За время своего существования оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. В его репертуаре сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров.

Федор Леднев (дирижер). Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова.
Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов. Постоянный дирижер ансамбля «eNsemble» (Санкт-Петербург) и Московского ансамбля
современной музыки, выступает со «Студией новой музыки» и ГАМ-ансамблем (Москва),
ансамблями «Nostri Temporis» (Украина), KNM (Германия), «Phoenix» (Швейцария). Как дирижер участвовал в постановках опер А. Берга, П. Дюсапена, Д. Курляндского в Большом театре
и Пермском театре оперы и балета.
Участвовал в постановках опер «Воццек» А. Берга в Большом театре, «MedeaMaterial» П. Дюсапена, «Носферату» Д. Курляндского в Пермском театре оперы и балета.
Как приглашенный дирижер сотрудничает с ведущими оркестрами России.

Николай Саченко (скрипка). Окончил Московскую консерваторию. Концертная жизнь началась еще во время обучения в ЦМШ. Николай Саченко выступает в России, Японии, США, Китае, Европе и Латинской Америке. Принимал участие в международных фестивалях в Кронберге, Монтре, Эвиане, Праге. Выступает c такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Оркестр Баварского радио, токийский симфонический оркестр Метрополитан, Национальные оркестры Пекина и Венесуэлы.
В 2005 году стал концертмейстером оркестра «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета.

Мария Андреева (фортепиано). Окончила ЦМШ при Московской консерватории
одновременно как пианистка и скрипачка. Там же обучалась композиции и игре на органе.
С 2019 года учится в Московской консерватории им. П.И. Чайковского также по двум специальностям.
Лауреат международных конкурсов по фортепиано, скрипке, органу и композиции, в том числе единственного в истории Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского. Активно концертирует как солистка в России и за рубежом.

Программа концерта:
Дмитрий Шостакович
Праздничная увертюра ля мажор op. 96 (1954)
Симфония № 1 фа минор op. 10 (1924-25)
Мечислав Вайнберг
Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)
Галина Уствольская
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Праздничная увертюра ля мажор op. 96 (1954)

«Праздничная увертюра» op. 96 более полувека остается одним из самых популярных сочинений Шостаковича. Она прозвучала впервые 6 ноября 1954 года на концерте, посвященном 37-летию Октябрьской революции. Согласно рассказу музыковеда Льва Лебединского, Шостакович написал это «искрящееся,
брызжущее — как шампанское» произведение за три дня по просьбе дирижера Василия Небольсина, готовившего программу к торжественному партийному собранию. Свидетельству Лебединского, однако, противоречит интервью самого Шостаковича, напечатанное в газете «Вечерний Ленинград» 29 августа
1947 года. В нем композитор заявляет, что к 30-летию Октября сочинил произведение, в котором передается настроение человека, «прошедшего через тяжелые испытания военных лет, победившего врагов Родины и теперь восстанавливающего свою страну». Почему Увертюра не была исполнена в ноябре 1947 года, остается загадкой, равно как неясно, почему попавший в феврале 1948 года в опалу Шостакович не стал обнародовать ее в качестве образца «понятной советским гражданам» музыки, а представил уже после премьеры своей Десятой симфонии, когда его репутация уже не подвергалась сомнению.
Открывающие Увертюру фанфары — цитата из пьесы «День рождения» (цикл «Детская тетрадь» op. 69), сочиненной к 9-летию дочери Галины и не публиковавшейся в составе цикла вплоть до смерти автора.
«Праздничная увертюра» сразу получила положительные оценки всех инстанций и популярность среди музыкантов и слушателей. В 1962 году Шостакович лично дирижировал своей увертюрой, вошедшей вместе с Первым виолончельным концертом в программу вечера, подготовленного при участии Мстислава Ростроповича. В 1980 году фанфары из «Праздничной увертюры» звучали на церемониях награждения Олимпийских игр в Москве.

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Первая симфония фа минор, op. 10

Первая симфония фа минор, op. 10 Д. Д. Шостаковича — один из водоразделов в истории музыки XX века. Дипломная работа юного композитора, окончившего консерваторию в том возрасте, в котором обычно в нее поступают, принесла почти мгновенно ее автору мировую славу и до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений Шостаковича. Премьера сочинения под управлением дирижера Николая Малько прошла 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, а уже менее чем через год, в 1927 году, Бруно Вальтер дирижировал этой музыкой в Берлине. Вспоминая день премьеры, Николай Малько пишет о «настоящем успехе», который бывает, «когда происходит что-либо действительно выдающееся, исключительное». Исключительность Первой симфонии не столько в ее новаторстве (четырехчастное сочинение достаточно традиционно по форме), сколько в принципиально новом подходе к жанру, который с одной стороны теряет черты былой «суперсерьезности», а с другой, используя музыку быта, банальные мотивчики, выходит вдруг в иное измерение. Британский музыкальный критик Иэн Макдоналд, анализируя симфонии Шостаковича, назвал это «эффектом Четвертой Малера», когда сочинение начинается как простое, безобидно-юмористическое и затем модулирует в сторону серьезного и даже
трагического. В самом деле, открывающий Первую симфонию Шостаковича мотив трубы «сообщает» о выходе главного героя и сразу же вызывает ассоциации со знаменитой темой Петрушки из популярного балета Стравинского. Скоморошина и балаган в симфонии парадоксально оказываются переплетены с аллюзиями на Скрябина, Лядова и Вагнера (интересно, что в своей последней, Пятнадцатой симфонии, Шостакович снова вспомнит о Вагнере).
Во второй части и финале Шостакович вводит достаточно виртуозную партию фортепиано, что придает симфонии черты фортепианного концерта. По форме финал — самая сложная часть, хотя композитор написал его по-моцартовски стремительно — меньше, чем за неделю. В одном из писем Шостакович
в свойственной ему манере ерничает: «С горя стал сочинять финал симфонии. Выходит мрачно». Несмотря на жизнеутверждающее завершение, симфония, действительно, несет отпечаток трагического времени, а также образы и символы, которыми Шостакович будет активно пользоваться в своих произведениях до конца жизни.

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)

«Концертино» для скрипки с камерным оркестром op. 42 Мечислава Вайнберга, как и знаменитый вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», было написано в роковой для истории отечественной музыки 1948 год и также соприкасается с еврейской темой. Характерная, с узнаваемыми
интонациями, «изломанная» мелодия пронизывает все три части концерта. В разгар «борьбы с космополитизмом» исполнение подобных сочинений было решительно невозможным. Однако, в отличие от цикла Шостаковича, сыгранного в 1955 году, «Концертино» Вайнберга так и не было исполнено при жизни автора — оно прозвучало спустя полвека после написания, в 1999 году на фестивале, посвященном 80-летию композитора. Неоромантический опус Вайнберга можно назвать вариациями на одну интонацию, измененную почти до неузнаваемости благодаря ритмическим и структурным перевоплощениям. Взаимодействие оркестра и солиста приводит к трагическому срыву, а экспрессивную сольную каденцию можно трактовать в русле генеральной для всего XX века темы поиска свободы и права на свое мнение.

Галина Уствольская (1919–2006)
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)

В конце 1940-х годов композитор Галина Уствольская получила известность как одна из самых ярких и талантливых учениц Дмитрия Шостаковича. Она училась у него с перерывами с 1939 по 1947 год. Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр был написан Уствольской в 1946 году и открывает лично утвержденный ею в поздние годы список сочинений. В концерте можно услышать влияние как Шостаковича (лирические фрагменты с характерными интонациями), так и Стравинского (ориентация на неоклассицистский стиль которого ощутима как в начале, так и в финале с нерегулярными ритмическими
построениями). Однако мощная экспрессия, присущая концерту, указывает на индивидуальную манеру Галины Уствольской, выработавшей свой собственный неповторимый стиль. Концерт был впервые исполнен в 1960 году Павлом Серебряковым, которому композитор и посвятила это произведение.
Впоследствии Уствольская перепосвятила Концерт Алексею Любимову, ставшему одним из лучших интерпретаторов ее музыки.
Жанр: Концертная программа
Название: Концерт оркестра «Новая Россия» под управлением Фёдора Леднёва
Продолжительность: 1 час 40 мин
Возраст: 12+


Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание. С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители.
За время своего существования оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. В его репертуаре сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров.

Федор Леднев (дирижер). Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова.
Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов. Постоянный дирижер ансамбля «eNsemble» (Санкт-Петербург) и Московского ансамбля
современной музыки, выступает со «Студией новой музыки» и ГАМ-ансамблем (Москва),
ансамблями «Nostri Temporis» (Украина), KNM (Германия), «Phoenix» (Швейцария). Как дирижер участвовал в постановках опер А. Берга, П. Дюсапена, Д. Курляндского в Большом театре
и Пермском театре оперы и балета.
Участвовал в постановках опер «Воццек» А. Берга в Большом театре, «MedeaMaterial» П. Дюсапена, «Носферату» Д. Курляндского в Пермском театре оперы и балета.
Как приглашенный дирижер сотрудничает с ведущими оркестрами России.

Николай Саченко (скрипка). Окончил Московскую консерваторию. Концертная жизнь началась еще во время обучения в ЦМШ. Николай Саченко выступает в России, Японии, США, Китае, Европе и Латинской Америке. Принимал участие в международных фестивалях в Кронберге, Монтре, Эвиане, Праге. Выступает c такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Оркестр Баварского радио, токийский симфонический оркестр Метрополитан, Национальные оркестры Пекина и Венесуэлы.
В 2005 году стал концертмейстером оркестра «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета.

Мария Андреева (фортепиано). Окончила ЦМШ при Московской консерватории
одновременно как пианистка и скрипачка. Там же обучалась композиции и игре на органе.
С 2019 года учится в Московской консерватории им. П.И. Чайковского также по двум специальностям.
Лауреат международных конкурсов по фортепиано, скрипке, органу и композиции, в том числе единственного в истории Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского. Активно концертирует как солистка в России и за рубежом.

Программа концерта:
Дмитрий Шостакович
Праздничная увертюра ля мажор op. 96 (1954)
Симфония № 1 фа минор op. 10 (1924-25)
Мечислав Вайнберг
Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)
Галина Уствольская
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Праздничная увертюра ля мажор op. 96 (1954)

«Праздничная увертюра» op. 96 более полувека остается одним из самых популярных сочинений Шостаковича. Она прозвучала впервые 6 ноября 1954 года на концерте, посвященном 37-летию Октябрьской революции. Согласно рассказу музыковеда Льва Лебединского, Шостакович написал это «искрящееся,
брызжущее — как шампанское» произведение за три дня по просьбе дирижера Василия Небольсина, готовившего программу к торжественному партийному собранию. Свидетельству Лебединского, однако, противоречит интервью самого Шостаковича, напечатанное в газете «Вечерний Ленинград» 29 августа
1947 года. В нем композитор заявляет, что к 30-летию Октября сочинил произведение, в котором передается настроение человека, «прошедшего через тяжелые испытания военных лет, победившего врагов Родины и теперь восстанавливающего свою страну». Почему Увертюра не была исполнена в ноябре 1947 года, остается загадкой, равно как неясно, почему попавший в феврале 1948 года в опалу Шостакович не стал обнародовать ее в качестве образца «понятной советским гражданам» музыки, а представил уже после премьеры своей Десятой симфонии, когда его репутация уже не подвергалась сомнению.
Открывающие Увертюру фанфары — цитата из пьесы «День рождения» (цикл «Детская тетрадь» op. 69), сочиненной к 9-летию дочери Галины и не публиковавшейся в составе цикла вплоть до смерти автора.
«Праздничная увертюра» сразу получила положительные оценки всех инстанций и популярность среди музыкантов и слушателей. В 1962 году Шостакович лично дирижировал своей увертюрой, вошедшей вместе с Первым виолончельным концертом в программу вечера, подготовленного при участии Мстислава Ростроповича. В 1980 году фанфары из «Праздничной увертюры» звучали на церемониях награждения Олимпийских игр в Москве.

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Первая симфония фа минор, op. 10

Первая симфония фа минор, op. 10 Д. Д. Шостаковича — один из водоразделов в истории музыки XX века. Дипломная работа юного композитора, окончившего консерваторию в том возрасте, в котором обычно в нее поступают, принесла почти мгновенно ее автору мировую славу и до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений Шостаковича. Премьера сочинения под управлением дирижера Николая Малько прошла 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, а уже менее чем через год, в 1927 году, Бруно Вальтер дирижировал этой музыкой в Берлине. Вспоминая день премьеры, Николай Малько пишет о «настоящем успехе», который бывает, «когда происходит что-либо действительно выдающееся, исключительное». Исключительность Первой симфонии не столько в ее новаторстве (четырехчастное сочинение достаточно традиционно по форме), сколько в принципиально новом подходе к жанру, который с одной стороны теряет черты былой «суперсерьезности», а с другой, используя музыку быта, банальные мотивчики, выходит вдруг в иное измерение. Британский музыкальный критик Иэн Макдоналд, анализируя симфонии Шостаковича, назвал это «эффектом Четвертой Малера», когда сочинение начинается как простое, безобидно-юмористическое и затем модулирует в сторону серьезного и даже
трагического. В самом деле, открывающий Первую симфонию Шостаковича мотив трубы «сообщает» о выходе главного героя и сразу же вызывает ассоциации со знаменитой темой Петрушки из популярного балета Стравинского. Скоморошина и балаган в симфонии парадоксально оказываются переплетены с аллюзиями на Скрябина, Лядова и Вагнера (интересно, что в своей последней, Пятнадцатой симфонии, Шостакович снова вспомнит о Вагнере).
Во второй части и финале Шостакович вводит достаточно виртуозную партию фортепиано, что придает симфонии черты фортепианного концерта. По форме финал — самая сложная часть, хотя композитор написал его по-моцартовски стремительно — меньше, чем за неделю. В одном из писем Шостакович
в свойственной ему манере ерничает: «С горя стал сочинять финал симфонии. Выходит мрачно». Несмотря на жизнеутверждающее завершение, симфония, действительно, несет отпечаток трагического времени, а также образы и символы, которыми Шостакович будет активно пользоваться в своих произведениях до конца жизни.

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)

«Концертино» для скрипки с камерным оркестром op. 42 Мечислава Вайнберга, как и знаменитый вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», было написано в роковой для истории отечественной музыки 1948 год и также соприкасается с еврейской темой. Характерная, с узнаваемыми
интонациями, «изломанная» мелодия пронизывает все три части концерта. В разгар «борьбы с космополитизмом» исполнение подобных сочинений было решительно невозможным. Однако, в отличие от цикла Шостаковича, сыгранного в 1955 году, «Концертино» Вайнберга так и не было исполнено при жизни автора — оно прозвучало спустя полвека после написания, в 1999 году на фестивале, посвященном 80-летию композитора. Неоромантический опус Вайнберга можно назвать вариациями на одну интонацию, измененную почти до неузнаваемости благодаря ритмическим и структурным перевоплощениям. Взаимодействие оркестра и солиста приводит к трагическому срыву, а экспрессивную сольную каденцию можно трактовать в русле генеральной для всего XX века темы поиска свободы и права на свое мнение.

Галина Уствольская (1919–2006)
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)

В конце 1940-х годов композитор Галина Уствольская получила известность как одна из самых ярких и талантливых учениц Дмитрия Шостаковича. Она училась у него с перерывами с 1939 по 1947 год. Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр был написан Уствольской в 1946 году и открывает лично утвержденный ею в поздние годы список сочинений. В концерте можно услышать влияние как Шостаковича (лирические фрагменты с характерными интонациями), так и Стравинского (ориентация на неоклассицистский стиль которого ощутима как в начале, так и в финале с нерегулярными ритмическими
построениями). Однако мощная экспрессия, присущая концерту, указывает на индивидуальную манеру Галины Уствольской, выработавшей свой собственный неповторимый стиль. Концерт был впервые исполнен в 1960 году Павлом Серебряковым, которому композитор и посвятила это произведение.
Впоследствии Уствольская перепосвятила Концерт Алексею Любимову, ставшему одним из лучших интерпретаторов ее музыки.



powered by CACKLE
Партнеры
Написать нам