Закрыть поиск

Концерт Государственного квартета имени Бородина



Государственный квартет имени Бородина — уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования. В 2020 году Государственному квартету имени Бородина исполнилось 75 лет. Уникальный в истории музыки случай — камерный ансамбль снискал славу, подобную славе солистов и больших оркестров. Британская Guardian назвала их «золотым стандартом русской камерной музыки».

«Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности», — эта
характеристика, данная Квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе, будь то далекое или недавнее прошлое либо сегодняшний день.

История ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории в классе
камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский. В 1946 году Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии. Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.

С первых лет Квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами, музыканты практически сразу стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Среди авторов, произведения которых играли музыканты Квартета в разные годы, — Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Кабалевский, Вайнберг, Б. Чайковский, Галынин, Левитин, Пейко, Шебалин, Денисов, Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета и были ему посвящены.

В 1955 году коллектив получает свое имя — Квартет имени Бородина. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. Вторым скрипачом стал Ярослав Александров, а альтистом — Дмитрий Шебалин. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Шебалин проиграл в Квартете 43 года. В 1955 году Квартет имени Бородина впервые
выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, включая Чехословакию, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, а также США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.

В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский — «первая скрипка» Квартета. Первым скрипачомколлектива стал Михаил Копельман. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков.

Особая страница в жизни ансамбля — творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем,
длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. «Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как цикл бетховенских квартетов. Именно Квартету принадлежит идея исполнения цикла из всех квартетов Шостаковича. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, многих городах России и мира — Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке
и многих других. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), также была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира —EMI и BMG.

Начиная с середины 90-х годов, вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году «первой скрипкой» Квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский. В биографии Квартета — около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей, сотни записей, удостоенные самых престижных наград, участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах). С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты
прошлого и наших дней, среди которых К. Игумнов, Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, М. Юдина, Л. Оборин, Я. Зак, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, С. Кнушевицкий, М.Ростропович, Б.Давидович, Н.Штаркман, Н.Петров, М. Плетнев, В. Крайнев, Е. Леонская, В. Третьяков, Ю. Башмет, Н. Гутман, К. Эшенбах, А. Шифф, М. Пресслер, Т. Мерк, М.Коллинз, М. Брунелло, С. Майер, О. Майзенберг, А. Любимов, Н.Луганский, П. Нерсесьян, А. Писарев, Д. Мацуев, Б. Березовский, А.Володин.

Диски Квартета вышли на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В сумме они включают более ста сочинений. Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена на английской фирмe Chandos. Также за один из дисков Квартет был номинирован на премию Грэмми. Сейчас коллектив сотрудничает с фирмой Decca. Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Александровичу Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что Квартет должен существовать постоянно». Сам Валентин Александрович отдал игре в Квартете имени Бородина 62 года.

Государственный квартет имени Бородина — лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001).
В 2015 году Квартет был награжден премией имени Д.Шостаковича в Горише (Германия) и премией Lifetime Achievement Award на Стамбульском музыкальном фестивале. 

В программе концерта:
Дмитрий Шостакович. Струнные квартеты №1 до мажор, (ор. 49, 1938), №12 ре бемоль мажор, ( ор. 133, 1968).
Николай Мясковский. Струнный квартет №13 ля минор ( ор.86, 1949).

К струнному квартету Д.Д. Шостакович впервые обратился в 1938 году, уже будучи известным автором двух опер, пяти симфоний, фортепианного концерта и ряда других произведений. Этот жанр стал одним из его любимых вплоть до конца жизни. Квартет № 15 был написан и исполнен за год до кончины композитора. По масштабу идей и цельности драматургии квартеты Шостаковича вполне сопоставимы с его симфониями.
Процесс создания Первого квартета op. 49 был описан Шостаковичем в письмах к другу Ивану Соллертинскому: сначала появилась II часть произведения, затем были написаны и скомпонованы остальные части. Результатом работы композитор остался недоволен: «Вышло не ахти как. Но, впрочем, и трудно сочинять хорошо». Анонсируя квартет перед премьерой, состоявшейся 10 октября 1938 года в Ленинграде, Шостакович, памятуя о недавних разгромных статьях 1936 года, «на всякий случай» предупредил, что «не следует искать особой глубины в этом моем первом квартетном опусе. По настроению он — радостный, веселый, лирический. Я бы назвал его «весенним»». В схожем ключе автор высказался и в 1951 году на страницах журнала «Советская музыка»: «Я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые, весенние настроения». Сказанное Шостаковичем больше можно отнести к третьей части и стремительному финалу, противостоящим двум серьезным первым частям, идущим в умеренном темпе. В первой части можно услышать мотивы из Седьмой симфонии, написанной также в тональности до мажор, а вторая часть открывается горестным монологом альта, напоминающего зачин протяжных русских песен.

Квартет № 12 op. 133 был завершен Шостаковичем 13 марта 1968 года, а 14 июня впервые был исполнен Квартетом им. Бетховена во Всесоюзном доме композиторов в Москве. Произведение вошло в цикл квартетов, посвященных «бетховенцам» (с 11 по 14), и было адресовано первой скрипке, Дмитрию Цыганову, упомянувшему на страницах газеты «Советская культура» о замысле Шостаковича написать 24 квартета во всех мажорных и минорных тональностях. Идея не была осуществлена до конца, но каждый из 15 квартетов, действительно, написан в собственной тональности. В Двенадцатом квартете Шостаковича две части, первую из которых можно условно обозначить как вступительную, а вторую как главную. Если не считать Прелюдии и Скерцо op. 11 для струнного октета, это единственный двухчастный цикл в камерно-инструментальной музыке Шостаковича. В этом квартете № 12 Шостакович впервые активно использует двенадцатитоновый ряд, соответственно, формальной идеей квартета становится противостояние тональности и додекафонии. Эта конфронтация выражена композитором и на уровне тематическом (двенадцатитоновая линия в первой части завершается аккуратным кадансом в ре-бемоль мажоре), так и на фактурном (во второй части атональному монологу виолончели отвечает тональный хорал остальных инструментов).

Квартет №13 op. 86 был написан тяжело больным Николаем Мясковским в 1949 году за год до смерти, и удостоен Сталинской премии первой степени уже после кончины композитора. Сочинение посвящено Квартету им. Бетховена и прозвучало впервые в радиоэфире, что дало возможность смертельно больному автору услышать одно из своих последних произведений. В конце жизни Мясковский с ностальгической грустью оглядывается на прошлое, воспринимая прошедшие трагические события с умиротворением мудрости. Лирические, фантастические и причудливые образы – часть эпического повествования. Среди особых композиционных приемов – драматургическое сталкивание разных жанровых сфер. Так, во второй части, в средней части фантастического скерцо, почти параллельно звучат траурный марш и меланхолический вальс. Тема этого скерцо изначально предназначалась для симфонии, тем самым Мясковский подчеркивает равенство в своем творчестве симфонических и камерных жанров. Открывающая квартет тема у виолончели похожа на эпический зачин и периодически возникает в остальных эпизодах квартета. Один из критиков высказался про эту мелодию, что она «как молитва, смиренна и покорная, но исходящая от того, кто все еще полон огня».



Жанр: Концертная программа
Название: Концерт Государственного квартета имени Бородина
Возраст: 12+


Государственный квартет имени Бородина — уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования. В 2020 году Государственному квартету имени Бородина исполнилось 75 лет. Уникальный в истории музыки случай — камерный ансамбль снискал славу, подобную славе солистов и больших оркестров. Британская Guardian назвала их «золотым стандартом русской камерной музыки».

«Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности», — эта
характеристика, данная Квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе, будь то далекое или недавнее прошлое либо сегодняшний день.

История ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории в классе
камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский. В 1946 году Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии. Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.

С первых лет Квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами, музыканты практически сразу стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Среди авторов, произведения которых играли музыканты Квартета в разные годы, — Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Кабалевский, Вайнберг, Б. Чайковский, Галынин, Левитин, Пейко, Шебалин, Денисов, Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета и были ему посвящены.

В 1955 году коллектив получает свое имя — Квартет имени Бородина. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. Вторым скрипачом стал Ярослав Александров, а альтистом — Дмитрий Шебалин. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Шебалин проиграл в Квартете 43 года. В 1955 году Квартет имени Бородина впервые
выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, включая Чехословакию, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, а также США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.

В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский — «первая скрипка» Квартета. Первым скрипачомколлектива стал Михаил Копельман. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков.

Особая страница в жизни ансамбля — творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем,
длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. «Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как цикл бетховенских квартетов. Именно Квартету принадлежит идея исполнения цикла из всех квартетов Шостаковича. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, многих городах России и мира — Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке
и многих других. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), также была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира —EMI и BMG.

Начиная с середины 90-х годов, вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году «первой скрипкой» Квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский. В биографии Квартета — около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей, сотни записей, удостоенные самых престижных наград, участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах). С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты
прошлого и наших дней, среди которых К. Игумнов, Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, М. Юдина, Л. Оборин, Я. Зак, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, С. Кнушевицкий, М.Ростропович, Б.Давидович, Н.Штаркман, Н.Петров, М. Плетнев, В. Крайнев, Е. Леонская, В. Третьяков, Ю. Башмет, Н. Гутман, К. Эшенбах, А. Шифф, М. Пресслер, Т. Мерк, М.Коллинз, М. Брунелло, С. Майер, О. Майзенберг, А. Любимов, Н.Луганский, П. Нерсесьян, А. Писарев, Д. Мацуев, Б. Березовский, А.Володин.

Диски Квартета вышли на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В сумме они включают более ста сочинений. Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена на английской фирмe Chandos. Также за один из дисков Квартет был номинирован на премию Грэмми. Сейчас коллектив сотрудничает с фирмой Decca. Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Александровичу Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что Квартет должен существовать постоянно». Сам Валентин Александрович отдал игре в Квартете имени Бородина 62 года.

Государственный квартет имени Бородина — лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001).
В 2015 году Квартет был награжден премией имени Д.Шостаковича в Горише (Германия) и премией Lifetime Achievement Award на Стамбульском музыкальном фестивале. 

В программе концерта:
Дмитрий Шостакович. Струнные квартеты №1 до мажор, (ор. 49, 1938), №12 ре бемоль мажор, ( ор. 133, 1968).
Николай Мясковский. Струнный квартет №13 ля минор ( ор.86, 1949).

К струнному квартету Д.Д. Шостакович впервые обратился в 1938 году, уже будучи известным автором двух опер, пяти симфоний, фортепианного концерта и ряда других произведений. Этот жанр стал одним из его любимых вплоть до конца жизни. Квартет № 15 был написан и исполнен за год до кончины композитора. По масштабу идей и цельности драматургии квартеты Шостаковича вполне сопоставимы с его симфониями.
Процесс создания Первого квартета op. 49 был описан Шостаковичем в письмах к другу Ивану Соллертинскому: сначала появилась II часть произведения, затем были написаны и скомпонованы остальные части. Результатом работы композитор остался недоволен: «Вышло не ахти как. Но, впрочем, и трудно сочинять хорошо». Анонсируя квартет перед премьерой, состоявшейся 10 октября 1938 года в Ленинграде, Шостакович, памятуя о недавних разгромных статьях 1936 года, «на всякий случай» предупредил, что «не следует искать особой глубины в этом моем первом квартетном опусе. По настроению он — радостный, веселый, лирический. Я бы назвал его «весенним»». В схожем ключе автор высказался и в 1951 году на страницах журнала «Советская музыка»: «Я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые, весенние настроения». Сказанное Шостаковичем больше можно отнести к третьей части и стремительному финалу, противостоящим двум серьезным первым частям, идущим в умеренном темпе. В первой части можно услышать мотивы из Седьмой симфонии, написанной также в тональности до мажор, а вторая часть открывается горестным монологом альта, напоминающего зачин протяжных русских песен.

Квартет № 12 op. 133 был завершен Шостаковичем 13 марта 1968 года, а 14 июня впервые был исполнен Квартетом им. Бетховена во Всесоюзном доме композиторов в Москве. Произведение вошло в цикл квартетов, посвященных «бетховенцам» (с 11 по 14), и было адресовано первой скрипке, Дмитрию Цыганову, упомянувшему на страницах газеты «Советская культура» о замысле Шостаковича написать 24 квартета во всех мажорных и минорных тональностях. Идея не была осуществлена до конца, но каждый из 15 квартетов, действительно, написан в собственной тональности. В Двенадцатом квартете Шостаковича две части, первую из которых можно условно обозначить как вступительную, а вторую как главную. Если не считать Прелюдии и Скерцо op. 11 для струнного октета, это единственный двухчастный цикл в камерно-инструментальной музыке Шостаковича. В этом квартете № 12 Шостакович впервые активно использует двенадцатитоновый ряд, соответственно, формальной идеей квартета становится противостояние тональности и додекафонии. Эта конфронтация выражена композитором и на уровне тематическом (двенадцатитоновая линия в первой части завершается аккуратным кадансом в ре-бемоль мажоре), так и на фактурном (во второй части атональному монологу виолончели отвечает тональный хорал остальных инструментов).

Квартет №13 op. 86 был написан тяжело больным Николаем Мясковским в 1949 году за год до смерти, и удостоен Сталинской премии первой степени уже после кончины композитора. Сочинение посвящено Квартету им. Бетховена и прозвучало впервые в радиоэфире, что дало возможность смертельно больному автору услышать одно из своих последних произведений. В конце жизни Мясковский с ностальгической грустью оглядывается на прошлое, воспринимая прошедшие трагические события с умиротворением мудрости. Лирические, фантастические и причудливые образы – часть эпического повествования. Среди особых композиционных приемов – драматургическое сталкивание разных жанровых сфер. Так, во второй части, в средней части фантастического скерцо, почти параллельно звучат траурный марш и меланхолический вальс. Тема этого скерцо изначально предназначалась для симфонии, тем самым Мясковский подчеркивает равенство в своем творчестве симфонических и камерных жанров. Открывающая квартет тема у виолончели похожа на эпический зачин и периодически возникает в остальных эпизодах квартета. Один из критиков высказался про эту мелодию, что она «как молитва, смиренна и покорная, но исходящая от того, кто все еще полон огня».



Написать нам