Закрыть поиск

Жизель

Одним из самых выдающихся произведений мировой хореографии по праву можно назвать балет «Жизель». Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года. Постановка, воплощенная в жизнь Ж. Коралли и Ж. Перро, вписала их имена в мировую историю балета. «Жизель» представляет собой классический романтический балет. Реальный мир, описанный в первой половине, противопоставляется миру мечты, показанному в финале. Основная идея балета, несомненно – любовь. Любовь, являвшаяся возвышенным самопожертвованием в начале пути и осознавшая свою неодолимую силу в финале.

Дирижер-постановщик
— заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко.
Хореограф-постановщик
— заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов балетмейстеров, лауреат премии Мориса Бежара Кирилл Шморгонер.
Художник-постановщик — народный художник России Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Маленькая тихая деревушка, окружённая лесами и виноградниками. В сопровождении оруженосца и друга появляется граф Альберт. Желая познакомиться с юной крестьянской девушкой Жизелью, граф решает скрыть свой титул и переодевается в костюм бедного крестьянина. Предчувствуя беду, Вильфрид пытается остановить Альберта. Молодой граф отстраняет его и стучится в дверь домика Жизели. 

На стук выходит Жизель. Альберт признаётся ей в любви. Девушка смущена. Не веря юноше, Жизель срывает цветок и гадает на его лепестках. «Не любит», – она опечалена. Альберт срывает другой цветок – у него получается «любит»! Счастливые, увлечённые танцем Жизель и Альберт не замечают, как рядом с ними оказывается Ганс. Влюблённый в Жизель, он заклинает её не верить словам незнакомца. Взбешённый Альберт прогоняет Ганса.

С виноградников возвращаются подруги Жизели. Влюблённые принимают участие в общем веселье. Вышедшая из домика Берта прекращает танцы и напоминает дочери, что ей нельзя танцевать: у Жизели больное сердце. Но девушку ничто не страшит, она счастлива. По настоянию матери все расходятся. Тайком пробравшись в охотничий домик, принадлежащий графу Альберту, Ганс находит серебряную шпагу с гербом. Теперь Лесничий окончательно убеждён, что возлюбленный Жизели скрывает своё знатное происхождение, и решает разоблачить его. В деревушке после охоты останавливается отдохнуть Герцог Курляндский со свитой. Крестьяне радушно встречают богатых гостей. Альберт смущён неожиданным приездом, ведь среди гостей – его невеста, дочь Герцога Батильда. Боясь разоблачения, Альберт скрывается. 

Берта выносит угощение знатным господам. Из дома выходит Жизель. Батильда восхищена красотой и обаянием девушки. Жизель тоже не сводит глаз с Батильды, изучая каждую деталь её роскошного туалета. Проникнувшись симпатией к Жизели, Батильда дарит ей золотое украшение. Девушка обрадована и смущена подарком. Герцог и Герцогиня решают отдохнуть в домике Жизели. Жизель умоляет мать позволить ей потанцевать вместе с подругами. Та нехотя соглашается. Обрадованная Жизель танцует свой лучший танец. К ней присоединяется и Альберт. Внезапно вбегает Ганс и обвиняет Альберта в нечестности. В подтверждение своих слов он показывает усеянную драгоценными камнями шпагу. Жизель потрясена и требует у Альберта объяснений. Тот пытается успокоить её, вырывает у Ганса шпагу и бросается на обидчика. Ганс трубит в охотничий рог.  

Из домика выходят встревоженные сигналом господа во главе с Герцогом и Батильдой. Увидя Альберта в крестьянском платье, они выражают крайнее удивление. Молодой граф смущён и пытается что-то объяснить, он подходит к Батильде поцеловать руку. Жизель потрясена. Девушка уверяет герцогиню в том, что Альберт поклялся ей в верности, что он  любит её. Возмущённая притязаниями Жизели, Батильда показывает своё обручальное кольцо, это она – невеста Альберта. Жизель, рыдая, падает на руки матери. В последний раз в её сознании мелькают разрозненные картины недавнего прошлого: гадание на лепестках ромашки, клятва, слова любви, танцы... Не в силах пережить обман возлюбленного, Жизель умирает.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

...Ночь. Сельское кладбище. К могиле Жизели приходит безутешный    Ганс. Внезапно вспыхивают таинственные огни. Напуганный юноша спасается бегством. В полночь среди могил появляются озарённые лунным светом призрачные виллисы – души умерших девушек, обманутых при жизни неверными возлюбленными. Каждую ночь они выходят на землю и танцуют, словно стремясь продлить свои девичьи пляски и игры, которые так жестоко прервала смерть. Горе путнику, который встретится им: мстя за поруганную любовь, виллисы затанцовывают мужчин до смерти. «Одетые в белые подвенечные платья, увенчанные цветами, неодолимо прекрасные, пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им на пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лёд, могилы...» (Г. Гейне). 

Слышен шум. Виллисы скрываются. Не в силах забыть Жизель, измученный угрызениями совести, на кладбище приходит Альберт. Напрасно друг предостерегает его о возможной опасности. Альберт остаётся один в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает фигуру Жизели, устремляется к ней, но... видение исчезает. Затем появляется снова и снова, словно пытается увести, предостеречь от чего-то...

Хоровод виллис преследует Ганса. По приказу неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат лесничего в своём вихревом танце и увлекают его в озеро. Виллисы замечают Альберта и тотчас окружают юношу. Ему тоже грозит участь Ганса. Жизель тщетно умоляет повелительницу пощадить Альберта. Мирта безжалостна. Желая утвердить свой приговор юноше, она выносит колдовскую ветвь, но даже та не может преодолеть безграничную любовь Жизели и Альберта. Мирта приказывает Альберту танцевать. Граф получает единственный шанс на спасение, ведь власть виллис заканчивается с наступлением рассвета. Желая помочь возлюбленному, Жизель танцует вместе с ним всю ночь. Обессиленный от бесконечного исступленного танца, Альберт падает к ногам повелительницы... Бьет утренний колокол. Виллисы, сливаясь с предрассветным туманом, исчезают. Истаивает и лёгкая тень Жизели, но в памяти Альберта всегда будет жить вечное сожаление об утерянной любви – той, что сильнее смерти.
Жизель. САМАРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Международный культурный портал "МД-Эксперимент"
25.04.2012
Жизель, крестьянская девушка
Вероника Землякова,
дипломант международного конкурса Ксения Овчинникова,
лауреат международного и всероссийских конкурсов Екатерина Первушина

Берта, ее мать
Оксана Короткова,
Алла Новосёлова

Граф Альберт, переодетый крестьянином
лауреат международного и всероссийского конкурсов Виктор Мулыгин,
Дмитрий Пономарёв,
Кирилл Софронов,
заслуженный артист России Алексей Турдиев

Герцог Курляндский
Антон Зимин,
заслуженный артист Кубани Михаил Зиновьев

Батильда, его дочь, невеста Альберта
Елена Афанасьева,
Анастасия Тетченко,
Ульяна Шибанова

Вильфрид, оруженосец Альберта
Евгений Турдиев,
заслуженный артист России Алексей Турдиев

Ганс, лесничий
Дмитрий Голубев,
Александр Петриченко,
Дмитрий Сагдеев

Мирта, повелительница виллис
дипломант международного конкурса Ксения Овчинникова,
Анастасия Тетченко,
Ульяна Шибанова

Зельма, Монна - подруги Мирты
Аделия Галиахметова,
Ольга Зиновьева,
Марина Накадзима,
Полина Филиппова

Па-де-де
лауреат всероссийского конкурса Сергей Гаген,
Диана Гимадеева,
Дарья Девятко,
лауреат международного и всероссийского конкурсов Виктор Мулыгин,
Марина Накадзима,
лауреат международного и всероссийских конкурсов Екатерина Первушина,
Александр Петриченко,
Илья Черкасов
Адольф Адан (1803-1856).

Либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа. Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа


Мировая премьера - 28 июня 1841
Жанр: Балет
Оригинальное название: Giselle
Название: Жизель
Продолжительность: 2 часа 10 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 20 декабря 2008
Возраст: 6+



powered by CACKLE

Опрос

Уважаемый зритель! Ваше мнение очень важно для нас. Как Вы оцениваете свой визит в театр?

Опрос

Как Вы оцениваете качество предоставляемых услуг?

Написать нам
Партнеры