Закрыть поиск

Танго смерти

Как Алла Пугачева хотела стать Мефистофелем 

В зале имени Чайковского прозвучало одно из самых значительных произведений Альфреда Шнитке - кантата "История доктора Иоганна Фауста". В рамках программы "Музыка России ХХ столетия" ее исполнила Государственная симфоническая капелла под руководством дирижера Валерия Полянского.
 
Кантата написана ровно двадцать лет назад. Собственно, Шнитке собирался писать оперу по второй части гетевского "Фауста" - идею предложил Юрий Любимов. Но эта работа оказалась решительно неподъемной из-за огромных размеров первоисточника. Тем временем из Австрии пришло предложение написать сочинение для солистов, хора и оркестра к 125-летнему юбилею Венской певческой академии. И Шнитке обратился к только что выпущенной в серии "Литературные памятники" лубочной "Народной книге о Фаусте" (1587), взяв две ее последние главы - о предсмертной исповеди и гибели Фауста. Композитор считал, что в фигуре Фауста "соединились полярные качества человеческой натуры - божественный огонь таланта и бездарная погоня за властью и наслаждениями, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными эти порывом. Образ Фауста актуален сегодня, как никогда..." Первое исполнение прошло в Вене в июне 1983 года под управлением Геннадия Рождественского (в роли " Мефистофеля  насмехающегося" тогда выступила американская певица Кэрол Вьятт). Московская премьера прошла в октябре с дирижером Валерием Полянским и солисткой ГАБТ Раисой Котовой.
 
Мало кому, однако, известно, что первоначально на роль " Мефистофеля  насмехающегося" предполагалась...  Алла   Пугачева.
 
Валерий Полянский: "С  Пугачевой  состоялась всего одна репетиция в ДК имени Фрунзе. То, что она показала, было, безусловно, очень ярко - многое в ее артистическом багаже имеет, я бы сказал, именно "дьявольский" характер. Композитору ее версия понравилась. Однако в "инстанциях" немедленно был поднят крик: "Что за пошлость, как может эстрадная примадонна петь с освященной временем сцены!" (Первоначально премьера предполагалась в Большом зале консерватории.) Участие  Пугачевой , а заодно, исполнение самой кантаты были запрещены.
 
Сейчас, двадцать лет спустя, могу сказать, что рисунок, предложенный  Аллой  Борисовной, имел мало отношения к тому, что написал композитор. Это были по сути ее вариации на предложенную тему - очень экспрессивные и жесткие. Она вообще сделала свой эпизод центральным номером произведения, увеличив его по размерам вдвое или втрое, что, безусловно, сместило акценты в архитектонике кантаты и даже несколько исказило саму суть притчи о дьяволе и Боге - предупреждение всем, кто пытается вступить в сговор с темными силами, со Злом, притчи, которая именно сегодня более чем актуальна.
 
В роли  Мефистофеля  однажды выступила и другая известная эстрадная артистка - Лариса Долина. Она спела эту партию в Ленинграде в начале 90-х годов.
 
О новых исполнителях кантаты рассказывает Валерий Полянский:
 
- Теноровую партию Рассказчика поет солист нашей капеллы Олег Долгов. В роли Фауста - бас из Самары Андрей Антонов.  Мефистофель, как известно, в кантате Шнитке раздвоен: в роли Сладкоголосого обольстителя (контртенор) - солист Московской филармонии Олег Усов, в роли Жестокого карателя (контральто) - Татьяна Атавина, солистка Центра оперного пения Галины Вишневской. Все четверо - очень талантливые молодые исполнители. Все они пользуются радиомикрофонами и потому могут свободно перемещаться по сцене, даже путешествовать по залу. Таня Атавина, выйдя в зал со стороны главного входа, идет, не прекращая петь, по партеру, поднимается на подиум и даже танцует со мной несколько па танго, которое я назвал бы "Танго смерти", после чего возвращается в зал и допевает танго уже между рядами слушателей. Мощный, богатый обертонами голос, прекрасная пластика и удивительный артистизм. Вторая московская премьера "Доктора Фауста" прошла с большим успехом.
 
Аркадий Петров
Написать нам