Закрыть поиск

Снегурочка и общество потребления

Михаил Панджавидзе представил публике свой нетривиальный взгляд на знаменитую оперу Римского-Корсакова
В прошедшие выходные самарские театралы увидели премьеру оперы «Снегурочка», состоявшуюся на сцене Самарского театра оперы и балета. Это первая премьера театра в 2015 году.
 
Главный режиссер театра Михаил Панджавидзе представил на суд публики собственное прочтение широко известного и любимого творения Николая Римского-Корсакова, который написал не только музыку, но и либретто по сказке Александра Островского. Великий драматург заложил в своей чудесной поэме столько смыслов, что постановщик смог выбрать и акцентировать то, что показалось ему наиболее важным в настоящее время.
 
- В центре сюжета у нас - история чистого, целомудренного существа, которое попадает в мир, где царит корысть. Снегурочка не может существовать в этом мире. Потому, что все чистое, что к нам попадает, мы, люди, портим или уничтожаем. И если потребуется, чтобы нам было тепло и сытно, мы принесем в жертву любую Снегурочку, - поясняет Михаил Панджавидзе.
 
На противопоставлении мира природы и мира людей, мира горнего и мира вещного строится оформление всего спектакля: неуклюжие в своих шкурах берендеи суетятся на фоне разворачивающихся перед зрителем красот природы. Сверкающая белизной Снегурочка не понимает их, но она хочет открыть им свое сердечко, найти у них любовь. Однако в результате оказывается принесенной в жертву богу Яриле. Его посланцем среди людей является Лель. И это у Панджавидзе вовсе не милый пастушок, а яростный огонь, который наполняет страстями людские души, сжигает чучело Масленицы в начале спектакля и в конце его коварно растопит Снегурочку.
 
Безусловно, интересным является световое оформление, мастерски сделан видеоряд. Постоянно трансформирующаяся сцена, возникающие из люков лешие, спроецированные на экраны лица Мороза и Весны -это очень понятно и привычно молодому поколению, однако у зрителей старшего возраста вызывает вопросы. Но творческие поиски не могут быть всеми однозначно восприняты. Спасибо постановщику за нетривиальный взгляд на известную оперу и за то, что помог нам заглянуть в свой внутренний мир. Отдельно хотелось бы сказать о мастерстве исполнителей. Они все были на высоте. Все партии были исполнены великолепно. Голос Ирины Янцевой, исполнявшей роль Снегурочки, был хрустально-чистым, как и ожидается у ее персонажа. Татьяна Ларина в образе Купавы еще раз продемонстрировала высокий уровень своего певческого мастерства. Наталья Дикусарова в роли Леля-Огня не только замечательно пела, но и невероятно пластично двигалась по сцене. Этим, думается, она обязана известному хореографу, постановщику танцевальных номеров Гали Абайдулову. Даже у хора в этой постановке роль очень серьезная, много живых подвижных эпизодов. И, конечно, настоящим наслаждением стала музыка Римского-Корсакова. Композитор чудесным образом вплел в ее ткань древнерусские языческие напевы. В исполнении оркестра под управлением дирижера-постановщика спектакля, музыкального руководителя и главного дирижера театра Александра Анисимова, эта музыка заставила слушателей пережить целую бурю эмоций.
Написать нам