Закрыть поиск

Любовь по-медвежьи. Премьера комической оперы «Медведь» на малой сцене

Чем-то Чехова забавляло словечко «медведь». Оно мелькает в его пьесах («Он ахнуть не успел, как на него медведь насел», – нелепая реплика Соленого в «Чайке»). Неуклюжая «медвежесть» российской жизни, неотесанность нравов, трогательная, сентиментальная, у Чехова – иногда с сокрушенным вздохом, в воплощении русского театра – временами блистательно смешная. 
 
Вот и наш репертуар обогатился премьерой одноактной комической  оперы «Медведь» белорусского композитора Сергея Кортеса (режиссер Михаил Панджавидзе, дирижер Александр Анисимов, солисты – Татьяна Гайворонская, Андрей Антонов и Анатолий Невдах).
Чеховский сюжет, по всей вероятности, содержит в себе скрытую пародию на «Пиковую даму».  Небогатый офицер Герман страстно влюблен  в Лизу, внучку Графини. Без денег – никакой надежды на счастье со своей избранницей.  Постепенно в душе Германа любовь к Лизе трансформируется в мечту о выигрыше большой суммы. Поставил на карту все свое состояние (40 тысяч, как сообщает нам либреттист – у Пушкина в повести побольше, 47 тысяч). И ведь чуть не выиграл! Буквально «из-под носа» у него ушло несколько миллионов рублей – деньги по тем временам колоссальные.
 
Чеховский герой приходит к вдове Поповой за деньгами. Ее покойный муж задолжал ему 1200 р.  (Чем Чехов хуже – и он вводит нас в курс, подробнейшим образом отчитывается о денежных обстоятельствах героя). Деньги Смирнову нужны позарез – но не тут-то было!  Попова ему заплатить категорически отказывается. Даже не потому, что денег в данный момент у нее при себе нет – просто она не в том душевном состоянии. У нее траур. И скорбь, и любовь к покойному не вполне искренни. Вся стена увешана портретами покойного. Среди них – и «портрет» любимого жеребца мужа, и… позолоченный конский бюст. Попова беседует с портретом (тоже параллель с оперой Чайковского – Герман разглядывает портрет Графини), с бюста пыль стирает.
 
В этот затхлый мирок и вваливается кредитор. Ведет себя нахально. Как медведь, разваливается посреди гостиной. Никак его не выгнать… Разгорается ссора (все больше похожая на предисловие к страстному любовному дуэту). Дуэт? Нет, дуэль! На сцене появляется пара дуэльных пистолетов. (Тоже ведь отсылка к «Пиковой даме»! Помним, что Герман грозит Графине пистолетом. Но не стреляет! Не стреляют и в «Медведе»). «Стреляться! К барьеру!» – объявляет Попова.  К тому времени мысль о деньгах полностью вытесняется в душе Смирнова  любовью к темпераментной вдовушке  («Пиковая дама» наоборот). 
 
Как и у Чайковского, в водевиле Чехова и в  опере С. Кортеса важна «точка», последнее слово. В «Пиковой даме»:  «Красавица! Богиня! Ангел!» – умирающему Герману предстал призрак его любви. В «Медведе»: «Лука, скажешь там, на конюшне, чтобы сегодня Тоби вовсе не давали овса».
 
Трио занятых в опере солистов  – на вершине актерского мастерства. Татьяна Гайворонская  – помещица « с ямочками на щеках» – неотразимо обольстительна. Знаменитая своим прочтением трагических партий, в комической роли солистка как бы почти и не лукавит – она честным образом тоскует по мужу, убивается, делает всё почти всерьёз, но сквозь эту серьезность, как сквозь кисею, проглядывает и второй план, сквозь траур – надежда на счастье. 
 
Андрей Антонов – большой мастер характерных ролей. Комическое – его родная стихия. Пожалуй, наш певец догнал и перегнал великого  Михаила Жарова в хрестоматийном кинематографическом прочтении «Медведя» 1938 года. Его хам-помещик так же многопланов, как и героиня Гайворонской. Напускная грубость, добродушие, романтическая искорка, не уничтоженная десятками неудачных любовных историй, – все это в его игре переливается, как на блестящей жемчужинке. Неисчерпаемо разнообразна мимика актера. Кстати, по официальным его портретам этого не скажешь – в его фотодосье Андрей Анатольевич фотогеничен, но везде совершенно одинаков.
 
Слуга Лука, с его «галантерейными манерами», нахальными ухватками, хрестоматийно по-лакейски одетый и причесанный – хоть сейчас в трактир чеховских времен устраивайся, с гарантией на работу возьмут! Оказывается, кстати, нахальность с него довольно легко слетает, подобное  сбивается подобным. И вот он уже умоляет «медведя» уйти, и ошеломлен страстным  финальным поцелуем героев…
 
Как всегда, изобретательна свежая, яркая режиссерская работа. Михаил Панджавидзе  выстраивает динамично развивающиеся мизансцены, полные мелких забавных подробностей. Тщательная работа с деталями не исключает у него и импровизационной спонтанности – как нам кажется, это вообще «фирменное свойство» его постановок. По сравнению с работами многих оперных  мэтров, его режиссура отличается легкостью, прозрачностью, персонажи как-то очень органично передвигаются в пространственной среде. И – важное свойство оперной режиссуры – включаются и в звучащую среду. Репликам персонажей отвечают оркестровые соло – каждая со своей интонацией, то ворчливой, то удивленной… 
 
С музыкой Сергея Кортеса мы знакомимся в первый раз. Очень подошла бы к фильму. И к балету подошла бы не меньше. Музыка выразительная, тонко выражающая и душевные движения персонажей, и их жест, передвижение по сцене – как в балетном спектакле. И в то же время не назойливая, экономно использованная, слегка подсвечивающая реплики героев – как в кино. 
 
На Малой сцене, как всегда, задействован малый оркестр. К струнному «фундаменту» присоединены солирующие духовые. (Инструментовку  дирижер несколько облегчил, сделал более прозрачной). И, как обычно, музыканты в «анисимовском» оркестре, разделяясь на выразительные соло, не теряют из виду художественного целого, остаются в  ансамбле. Может быть, я ошибаюсь, но мне представляется, что Александр Анисимов самой природой создан для партнерства. Его аккомпанементы безукоризненны, его сотрудничество с композитором, режиссером, художником создают  прочный сплав, сливаются в новое художественное единство.
 
Наталья Эскина 

10.06.2015

К другим новостям по темам: "Медведь", "премьера", "Андрей Антонов", "Татьяна Гайворонская", "Анатолий Невдах", "Александр Анисимов", "Михаил Панджавидзе"

На фото: Анатолий Невдах, Татьяна Гайворонская, Андрей Антонов. Фото Е.Суховой
Написать нам