Закрыть поиск

Вечер с большим оркестром

Валерий Иванов
"Самарские известия" №12 (6441) от 25.01.13


В Самарской филармонии выступил маэстро Александр Анисимов


Симфонические абонементы занимают приоритетное место в репертуаре Самарской филармонии. Самый первый по счету – именной абонемент художественного руководителя и главного дирижера филармонического академического симфонического оркестра «Дирижирует маэстро Щербаков». В нынешнем сезоне за пультом оркестра особенно много приглашенных дирижеров. Это видные зарубежные и отечественные маэстро. В цикле «Современное дирижерское искусство» уже выступили итальянец Карло Гольдстейн и австриец Штефан Владар, а впереди встречи с хорошо знакомым самарским слушателям Гинтарасом Ринкявичусом, который возглавляет литовский и новосибирский симфонические оркестры, и с Валерием Полянским – «хозяином» Государственной академической симфонической капеллы России.

Абонемент «Вечера с большим оркестром» открылся в ноябре прошлого года концертом с участием киприота Йоргоса Кунтуриса. А в состоявшемся на днях втором концерте этого цикла за пультом филармонического оркестра стоял являющийся ныне художественным руководителем и главным дирижером Самарского оперного театра Александр Анисимов. У маэстро блестящая карьера оперного и симфонического дирижера. Его искусство нашло признание во многих странах, ныне он возглавляет также Национальный симфонический оркестр Республики Беларусь.

В филармоническом концерте Анисимов предстал в обеих своих творческих ипостасях, включив в программу как симфонические произведения, так и оперные фрагменты. В целом программа оказалась на редкость контрастной и многослойной по своему стилистическому и жанровому наполнению. Ее обрамлением стали два популярнейших сочинения Петра Чайковского: открывшая концерт покоряющая проникновенной лиричностью и драматической глубиной увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и завершившее его искрящееся весельем, дарящее радостное ощущением полноты жизни «Итальянское каприччио» - оно дало название всей концертной программе.

Оперная часть программы оказалась далеко не столь популярной и простой для восприятия. Она потребовала от слушателей значительно большей сосредоточенности и интеллектуального напряжения, зато представила страницы оперной классики, чрезвычайно редко исполняемые на концертных подмостках, а в Самаре прозвучавшие чуть ли не впервые. Вслед за «Ромео и Джульеттой» были исполнены совершенно по-иному, в инфернально-мистическом ключе раскрывающие трагическую любовную тему вступление и заключительная сцена из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», а в начале второго отделения - увертюра, сцена и ария Леоноры из единственной оперы Людвига Ван Бетховена «Фиделио».

Исполнение столь разнообразных по характеру произведений явилось для музыкантов оркестра немалым испытанием, в этот вечер они выглядели по-особому собранными и дисциплинированными. Маэстро Анисимов с первой до последней минуты владел ситуацией. Его манеру - яркую, но без излишней аффектации и театральности - отличали редкостные свобода и волевое начало. Он сумел добиться ровного и сбалансированного звучания оркестра, ясного и прозрачного в лирических эпизодах и достаточно энергичного и экспрессивного – за счет умелого распределения динамических оттенков – в кульминациях. Впрочем, - это в особенности касается вагнеровских номеров - звучанию, может быть, ввиду недостаточной численности оркестра, порой не доставало эмоциональной насыщенности и подлинной мощи.

Включенные в программу оперные арии исполнила солистка Пермского оперного театра, приглашенная солистка Самарской оперы Ирина Крикунова. Обладая сильным, подвижным лирико-драматическим сопрано широкого диапазона, в этот вечер она показала себя также достойной вагнеровской певицей. Ее голос звучал мощно и эмоционально выразительно. Паря над оркестром, он свободно несся со сцены и, вопреки далеко не безосновательным претензиям к акустическим свойствам концертного зала, был прекрасно слышен во всех его частях.

Маэстро Александр Анисимов представил слушателям строго выверенную академическую программу, лишенную налета шоу-тусовки с подзвучками и прочими спецэффектами, которые становятся сегодня почти непременными атрибутами многих классических филармонических концертов и музыкальных спектаклей.



Написать нам