Закрыть поиск

Любовь и никакой политики

"Российская газета", 27.03.2014
Ирина Чечурина
В Самаре состоялась премьера оперы "Флория Тоска" 

На сцене Самарского академического театра оперы и балета величественные римские колонны. На заднике - плывущие по небу облака. Все течет, все изменяется, вечны только страсти! Ведь в центре музыкального повествования - история двух влюбленных людей, художника и певицы, волею судьбы вовлеченных в политические события.

С исторической дотошностью выполнены и костюмы в стиле ампир, но цветом, по замыслу художника-постановщика, выделяются только платья центральных персонажей, все остальные - серые, чтобы не отвлекать зрителя от главного.

В Самаре представили новую версию "Евгения Онегина"
За 83-летнюю историю самарского театра оперы и балета это уже третья постановка "Тоски". Но первые две были еще в советские времена, когда во главу угла ставились революционные события в Риме, оккупированном войсками Наполеона, а главный герой - художник Марио - воспринимался едва ли не социалистом. В новом прочтении оперы Джакомо Пуччини известный питерский режиссер, народный артист России Юрий Александров сделал упор на чувства героев, которые со времен премьеры оперы в римском Театро Костанци в 1900 году не утратили своей привлекательности.

Для реализации столь непростой задачи в Самаре собрали именитый состав. Вместе с Александровым над оперой работали народный художник России Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург) и дирижер-постановщик, худрук Самарского академического театра оперы и балета Александр Анисимов.

В отличие от "Аиды", которой Александров потряс самарскую публику в прошлом сезоне, в "Тоске" нет ни лошадей, ни массовых шествий, ни балета. Зрителям представили очень подробное, почти кинематографическое действо. Но это пошло опере только на пользу, ведь сам ее сюжет - уже настоящий триллер, замешанный на исторических фактах.

Солистов на сложные пуччиниевские партии подготовили сразу в нескольких составах. И особенно согревало душу, что наравне с приглашенными звездами на сцене сверкали и самарские голоса.

По мнению специалистов, особенно трудной является партия главной героини: сыграть на сцене певицу, да еще такую легендарную, как Тоска, другой певице непросто. Вероятно, поэтому довольно часто даже опытные оперные дивы откладывают исполнение этой партии на конец своей карьеры. Но молодая солистка Самарской оперы Татьяна Ларина, представившая Тоску на премьерном показе, с задачей справилась. Обладательница прекрасного сопрано, она пением, интонацией и жестами, ставшими продолжением музыки, раскрыла всю полноту характера героини, которая из изнеженной ревнивицы в начале превращается в мстящую римлянку в финале. Великолепно звучит и голос ее партнера - солиста "Геликон-опера" Ильи Говзича, исполнившего партию Марио Каварадосси. Вдвоем им удалось в полной мере осуществить замысел режиссера: главное - это любовь, искусство и политика подчинены чувству.

Как всегда в операх Пуччини, написанных более века назад, современного зрителя привлекает не только прекрасная музыка, но и отчаянное состояние души человека в экстремальных обстоятельствах. И это состояние выражает не только певец, но и оркестр, который перестает быть просто аккомпаниатором. Самарский оркестр, за пультом которого Александр Анисимов, стал равноправным исполнителем, подхватывающим настроения вокальных тем и создающим целостные симфонические картины. А потому овации и крики "браво" певцы и музыканты оркестра разделили поровну.

Справка "РГ"

С 28 марта по 6 апреля в Самаре пройдет 11-й фестиваль оперного искусства "Лики любви". В программе традиционного праздника музыки три оперы, две из которых - "Евгений Онегин" и "Флория Тоска" - премьеры этого года, а также Гала-концерт. С лучшими творениями мирового оперного искусства, большая часть которых посвящена именно любви, выступят солисты Самарского академического театра оперы и балета и приглашенные звезды Большого и Мариинского театров, Немецкой оперы на Рейне и другие.
Написать нам