Закрыть поиск

Роковая «Дама пик»

Роковая «Дама пик»
Дарья Темникова
"Самарская газета", 18.06.2013
 
Александр Чайковский раскрыл все карты

«СГ» уже писала о премьере балета «Дама пик» на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Увидеть, а главное услышать генеральную репетицию спектакля приехал Александр Чайковский - автор музыки к балету и один из самых известных современных российских композиторов.


Балетмейстер Кирилл Шморгонер и композитор Александр Чайковский не в первый раз выходят на большую сцену, припрятав «даму» в рукаве, - 14 лет назад на сцене Пермского оперного театра они уже ставили «Даму пик». Но в этот раз другие сцена, город, труппа, сюжет - совсем другой спектакль, представить который прилетел и сам композитор. Но вместо обычной пресс-конференции или творческой встречи журналистам предоставили возможность увидеть последнюю репетицию - театральную кухню, рабочий момент. Последние замечания балетмейстера, не заметные постороннему взгляду нюансы, пожелания автора музыки к оркестру...

Когда в антракте зажегся свет, оказалось, что в одном зале собралась целая плеяда талантливых музыкантов - Александр Анисимов, Марк Левянт, Александр Чайковский, который опередил вопросы журналистов поздравлением: «Мой друг и коллега, председатель самарского отделения композиторов Марк Левянт, буквально только что в Москве решением Российского союза композиторов награжден премией имени Шостаковича. Это наша профессиональная, очень значительная награда». После этого композитор рассказал сложную, витиеватую историю создания симфонии к балету. Большинству театральных зрителей прекрасно известно, что Александр Владимирович Чайковский не состоит в родстве с Петром Ильичом, коим в 1890-м году была написана грандиозная опера «Пиковая дама». Однако совпадение не так уж случайно.
 
- Дело в том, что «Пиковая дама» - действительно роковая, и верно говорят, если кто с ней соприкоснулся, эта тема его уже не отпускает. Началось все с того, что когда-то давно я писал музыку к фильму «Пиковая дама» Михаила Козакова, но картина в целом оказалась неудачной. Спустя какое-то время знакомый попросил написать что-то, связанное с Флоренцией. Сам я там, к сожалению, никогда не бывал, но поскольку Петр Ильич Чайковский создавал «Пиковую даму» именно во Флоренции, я сочинил небольшую фантазию на эту же тему, а Кирилл Шморгонер где-то ее услышал. И позже, когда он работал в Перми, а у меня там ставилась опера «Три сестры Прозоровы», мы и познакомились. Так что идея балета принадлежит не мне, а Кириллу Александровичу. Самарская постановка - мой четвертый подход к «Даме». Но я смотрю сегодня и понимаю, что это уже совершенно другой балет, нежели он был в Перми: декорации, техника - все ближе к Петербургу.

На тот же вопрос о различии сценических версий ответил и хореограф-постановщик балета Кирилл Александрович Шморгонер:

- Я сам писал сценарный план-либретто, и, конечно же, есть отличия и от того, что было в Перми, и от оригинала. К примеру, у Пушкина Лиза благополучно выходит замуж, а у нас погибает.

На музыку Александра Чайковского поставлены два балета в Кировском театре - «Ревизор» и «Броненосец «Потемкин». Есть в «послужном списке» композитора и уникальная опера, которая идет на открытом воздухе в городе Ельце, - «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане». Это историческая фреска, своеобразная реконструкция, которая разворачивается прямо на берегу реки, на месте битвы Тамерлана с защитниками города Ельца в 1395 году.

В Самару композитор приехал вместе с сыном Кириллом, правда, из-за плотного графика визит пришлось сократить до двух дней: «Уже 12-го числа у меня следующая премьера - в Липецке. Это большая оратория «Государево дело», поставленная к 400-летию дома Романовых. Помимо этого я работаю над мюзиклом «Оливер Твист» для Московского детского театра - премьера планируется сразу после Нового года.

В очередной раз на деле доказав плодотворность и уникальность данного творческого тандема, Кирилл Александрович Шморгонер обнадежил собравшихся совместными с Чайковским творческими планами: «У нас есть идея поставить музыкальный балет «В джазе только девушки» - не классического, а, если можно так сказать, комически-детективного жанра».
Написать нам